«Настоящие фотографы... работают, чтобы выразить себя и прокормиться.»
Начо Лопес, мексиканский фотограф
Применительно к фотографии споры о том, может ли она считаться полноценным искусством, не утихают с момента ее возникновения. Это связано в первую очередь с широтой применения фотографии и относительной легкостью получения результата. Определенно большая часть снимков в мире обладает скорее практической, а не художественной ценностью. Например, изображения вещей, мест и архивных материалов делают не для любования ими, а для передачи информации. Поэтому не всякий фотограф может называться фотохудожником.
Профессия фотографа очень разнообразна. Большая часть людей, зарабатывающих на жизнь с помощью камеры, в основном все время занимается одним и тем же. Например, предметной съемкой и фотографированием людей для баз данных или документов. Творчества в такой работе нет, но тем не менее эти люди называются фотографами. Чуть больше воображения вкладывают в свои снимки фотографы мероприятий, свадеб и фотосессий для семейных альбомов. Но обычно они берут количеством, а не качеством, и выдают почти одинаковые шаблонные результаты, на которых меняются люди, но общее впечатление остается тем же.
Работа фотографа весьма утомительна. Ежедневные разъезды по разным местам с тяжелой техникой, капризные клиенты, ответственность за результат и долгая обработка данных настолько изматывают, что для творчества не остается ни времени, ни желания. Есть, конечно, мастера своего дела, которые могут превратить в искусство даже съемку веников для интернет-магазина, но таких очень мало.
Поэтому называть искусством шаблонные, ничем не примечательные кадры решительно нельзя. Это как сравнивать футболку из супермаркета с уникальным нарядом от кутюр. Фотограф, не воспроизводящий действительность в художественных образах, даже при большом опыте скорее является ремесленником, а не художником. Разница между ним и фотохудожником приблизительно такая же, как между парковым карикатуристом и Пабло Пикассо.
«Глаз художника часто останавливается на том, в чем обыкновенные люди не видят ничего примечательного; случайное солнечное пятно или тень, пересекающая дорогу, старый дуб или покрытый мхом камень способны пробудить целую цепь мыслей, чувств и образных представлений» (Ульям Генри Фокс Тальбот)
Если человек не фотографирует на свадьбах и занимается исключительно творчеством, тоже не значит, что через какое-то время он станет признанным автором и его работы будут покупать за миллионы. Художественные образы в фотографии создают не только для выставок искусства, но, например, и для рекламы, публикаций в СМИ и книгах. Чистого творчества в профессии фотохудожника практически не бывает. Потому что он тоже живой человек, которому нужны деньги.
На выставках современного искусства многие посетители с недоумением смотрят на представленные фотоснимки и заявляют, что могут так же даже на телефон снять прямо сейчас. Да, там может быть изображено размытое плечо модели. И это фото будет стоить очень дорого. Соотносить конкретный пример работы известного автора со своими фотографиями, сделанными на телефон, весьма странно. Этот автор прошел большой путь и достиг определенных высот, если его работы висят в достойном музее. И его имя уже говорит многое. Как минимум то, что он не только умеет фотографировать, но и ведет правильный образ жизни для того, чтобы считаться фотохудожником. Он сумел вложить в свои работы результаты своего осмысления действительности, интересные не только ему самому, но и другим людям.
«Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет» (Пабло Пикассо)