«Это просто выдумка, что небо всегда голубое, а все фотографы—красивые.»
Роберт Франк, американо-швейцарский фотограф, кинорежиссер и оператор
В каждом человеке есть красота. Она может быть внешней и внутренней, и обе они отражаются на внешности. Портретная съемка — это не просто выбор ракурса, расстановка света и правильный наряд. Фотограф должен прочувствовать характер модели, постараться отразить на снимке ее достоинства и скрыть недостатки.
Не бывает совсем нефотогеничных людей, бывают плохие фотографы. Просто некоторые модели получаются хорошо на большем проценте снимков, а другие — на меньшем. И основная задача того, кто держит камеру, создать портрет, подчеркивающий достоинства человека. Портрет — это настроение. Результат съемки зависит от десятков факторов, в числе которых одежда, в которой снимается модель, ее моральное и физическое состояние, симпатия и доверие к фотографу. Но повлиять на то, какие иллюзии могут быть у модели, невозможно. Восприятие собственных фотографий у каждого человека свое. Впрочем, как и ожидания от результатов.
Несомненно, худые высокие молодые люди с правильными чертами лица, хорошей кожей, грамотным макияжем да еще и стильно одетые понравятся самим себе на большем количестве карточек, чем те, кто не наделен от природы неземной красотой и вдобавок еще и не следит за собственной внешностью. Не вдаваясь в крайности, стоит отметить, что хороший портрет — это не только нажатие на кнопку затвора, но и большая предварительная работа. Со стороны фотографа — совершенствование таланта и создание подходящих условий для съемки, а со стороны модели — работа над внешностью, мимикой и поведением.
«Людей неинтересных для фотографии, в мире нет — в каждом существует красота, которая может озариться внутренним светом. Зажечь этот свет (хотя и очень редко) может и фотограф» (Вильгельм Михайловский, латвийский фотограф)
Практически каждый человек чем-то недоволен в своей внешности. Для того чтобы скрыть недостатки, стоит выбрать правильный ракурс для каждого случая. Так, лишний вес не так бросается в глаза, когда модель стоит полубоком или фотограф снимает с верхней точки. Крупный нос можно скрыть, фотографируя человека анфас, избегая при этом теней на лице. Большие уши, напротив, следует прятать за профильным портретом. Лысина незаметна при выборе низкой точки съемки, а двойной подбородок — верхней. Родинки, бородавки и шрамы можно, конечно, отретушировать, но изначально лучше не освещать лицо сбоку — это подчеркивает любые неровности кожи. Если фотографируемый привык ходить в очках постоянно, не стоит заставлять его снимать их. Но нужно проявить внимательность к бликам на стеклах, в том числе и в случае с солнцезащитными очками: чаще всего в них видно отражение фотографа.
В остальном же не стоит забывать об общем комфорте и, конечно, правилах композиции. Они достаточно универсальны и подходят как для портретных, так и для любых других снимков.
Большую роль играет наряд. Одежда подчеркивает или скрывает недостатки как у мужчин, так и у женщин. Каблуки делают осанку девушек грациозной, даже если обувь не видно на снимке. Обтягивающая одежда на полных людях неприемлема. Короткие рукава следует носить, когда модель довольна своими руками, а шорты и мини-юбки — когда довольна ногами. Чем меньше логотипов на одежде, тем лучше. Мелкий графический узор запрещен — от него рябит в глазах. Нельзя надевать все лучшее сразу — это безвкусица.
То же самое касается макияжа, прически и состояния ногтей. Они должны соответствовать случаю и не бросаться в глаза. Красота в гармонии, а не во внезапных изменениях внешности.
Да, встречают по одежке, но все же одежда на портрете — не самое главное. Есть действенные способы добиться отличного результата: улыбка, хорошее настроение, раскованность и здоровый сон накануне. Тогда даже в картофельном мешке можно фотографироваться!
«Ваши первые 10 000 фотографий — ваши худшие» (Анри КартьеБрессон, французский фотограф)