Параметры экспозиции

«Единственный момент творчества— это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается.»
Анри Картье-Брессон, французский фотограф

Творчество базируется не только на идейной составляющей; фотография становится искусством тогда, когда автор кадра строит замысел своего снимка на фундаменте технических знаний. Основное, что должен сразу же узнать любитель,— как выстроить экспозицию снимка. Экспозиция — это количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата за определенный промежуток времени. Главные параметры экспозиции — диафрагма, выдержка и светочувствительность (ISO).

Выдержка

Пожалуй, нужно проявить некоторую выдержку для того, чтобы понять, что такое выдержка в фотографии. Но второсортными каламбурами делу не поможешь.

колибри
Движения крыльев колибри столь быстрые, что снять птицу можно только на сверхкоротких выдержках в тысячные доли секунды

Свет попадает в объектив постоянно, но в тот момент, когда затвор на определенное фотографом время открывается и закрывается, некоторое количество света попадает на светочувствительную матрицу цифровой камеры или на фотопленку. Чем дольше открыт затвор, тем больше света проходит. Время в данном случае измеряется сотыми и даже тысячными долями секунды. Даже минимальная, на первый взгляд, разница может кардинально изменить снимок и даже испортить его.

Выдержка — это тот интервал времени, заданный в настройках фотоаппарата, на который открывается затвор.

Выдержки бывают длинные и короткие. 1/10 доля секунды в 10 раз более долгий интервал времени, чем 1/100 доля. Чем длиннее выдержка, тем светлее кадр. Но не стоит увлекаться: пересветы только и ждут, когда вы ошибетесь с настройками.

поймать момент
Главное в съемке движущихся объектов или людей — уметь поймать момент. Особенно важно это для журналистов, специализирующихся на спортивных мероприятиях

При этом даже за столь короткий промежуток времени происходят смещения объектов в пространстве. Движется и сам фотоаппарат(даже прикрепленный к штативу), и объект съемки. Особенно заметно это в случае фотографирования динамичных процессов. Например, четко снять гоночный болид во время движения можно только на сверхкоротких выдержках. Но даже смазанность кадров можно использовать для достижения художественного эффекта. Во время нажатия на кнопку спуска можно, например, попробовать «провести» объектив по направлению движения объекта. Такая «проводка» приведет к достаточно резкому изображению объекта и смазанному фону. Также, установив камеру на штатив и назначив выдержку в несколько минут, можно сделать замечательный кадр ночного колеса обозрения в движении. Все статичные его части будут четко видны, а движущиеся — размыты.

Длинная выдержка позволяет сделать кадр по-настоящему динамичным, вплоть до достижения оптической иллюзии движения

Диафрагма

Диафрагма представляет собой регулируемое отверстие в объективе, через которое проходит свет. Она ограничивает поток света, попадающего на матрицу цифровой камеры или на пленку. Фотограф сам регулирует открытие и закрытие диафрагмы в зависимости от собственных нужд.

Смазанный или размытый кадр
Смазанный или размытый кадр — не всегда брак. Все зависит от того, вызывает ли он у зрителя эмоции

У всех объективов есть значение максимально открытой диафрагмы. Оно измеряется в относительных единицах: например f1.8, f4, f8 и так далее. Чем меньше число, тем больше отверстие. Соответственно, и света объектив может пропустить больше, а значит, можно будет снимать даже в условиях слабой освещенности.

Даже небольшая разница в значении максимально открытой диафрагмы отражается на стоимости объективов с прочими равными характеристиками. Например, 50-мм портретик с f1.4 в полтора раза дороже, чем с f1.8.

След человека на Луне
След человека на Луне, июль 1969 года. Данный снимок был сделан объективом с большим диафрагменным отверстием

Светочувствительность

ISO — это число, обозначающее светочувствительность матрицы цифрового фотоаппарата. Невнятное на первый взгляд определение становится гораздо яснее, если вспомнить о пленочных фотоаппаратах, точнее, о самой пленке. На каждой коробочке были указаны числа: 100, 200, 400 и так далее. 100 и 200 единиц обычно выбирали для съемок при ясной солнечной погоде, 400 — для помещений.

Цифровой фотоаппарат позволяет менять значение ISO для каждого кадра в отдельности. Не нужно ждать, пока будет «отщелкана» вся пленка.

Режимы съемок
Режимы съемок на современных камерах предлагают полуавтоматические или полностью автоматические решения, делающие упор на один из параметров экспозиции

Этот параметр определяет восприимчивость матрицы к потоку падающего на нее света, уже ограниченному диафрагмой и выдержкой. Практическое значение ISO в большем количестве возможностей для съемки. К примеру, можно увеличить значение данной настройки до пары тысяч единиц и фотографировать вечером без вспышки. Если хоть раз разобраться в сути вопроса, можно забыть об автоматической настройке ISO. В зависимости от освещенности места съемки обычно используются следующие диапазоны значений: 100-200 — съемки при ярком солнечном свете; 200-400 — в тени или при пасмурной погоде, 400800 — в сумерках или в помещении, больше 800 — при слабом освещении на улице или в помещении с небольшим количеством света (например, в театре).

«Я почти всегда представляю себе фотографию перед тем, как ее сделать» (Марио Джакомелли, итальянский фотограф)



Поделиться ссылкой