Готический стиль в архитектуре

«Готическая архитектура позволяет узреть бесконечность.»
Сэмюэл Кольридж

Приблизительно в XIII веке на смену романскому стилю постепенно приходит готика. В большинстве случаев мы используем это слово применительно к архитектурным сооружениям. Но готика — понятие гораздо более широкое. Готический стиль нашел отражение в книжной миниатюре, в живописи, литературе, скульптуре... Готика вышла за рамки Средневековья, породив такие явления, как, например, «готический роман» или «готическая субкультура». С чего все начиналось?

Готика — это хорошо или плохо?

Как часто бывает в подобных случаях, термин «готика» укрепился в искусствоведении не сразу и трансформировался с течением времени. Одним из первых начал его употреблять уже известный вам Джорджо Вазари, причем в негативном ключе. «Gotico» означало тогда «варварский», «низкий». Иногда термин «готика» считают производным от наименования племени готов, но все же значение слова несколько шире. То есть для Вазари «готика» — это практически все Средневековье как таковое, которое представители эпохи Возрождения в большинстве своем считали «культурным провалом», мрачной и жестокой эпохой. К XIX столетию искусствоведы разграничили искусство XI—XII столетий (романский стиль) и XIII—XV веков (готический). Готикой стали именовать художественный стиль, пришедший на смену романскому, причем без негативного подтекста. Примерно тогда же было выделено несколько условных этапов развития готического искусства:

  • ранняя готика (последняя треть XII — первая треть XIII века);
  • зрелая (высокая) готика (XIII век);
  • поздняя («пламенеющая») готика (XIV-XV века).

Эту периодизацию довольно сложно распространить на историю искусства всей Европы, так как, например, раньше всего (в XII веке) готика проявила себя во Франции, а в Германию, Австрию, Испанию проникла только в XIII столетии. В Восточной Европе готика «задержалась» до XVI столетия и даже позднее. Кроме того, иногда выделяют характерные черты, проявившиеся в готическом стиле того или иного региона, а также используют «местные» названия — например, во Франции можно услышать определение «стрельчатый стиль», а в Англии позднюю готику именуют «тюдоровской» или просто «стилем Тюдоров». Но мы будем для удобства пользоваться общей, приблизительной периодизацией.

Джорджо Вазари. Автопортрет
Джорджо Вазари. Автопортрет. Ок. 1550-1560-х. Галерея Уффици

Позднее, например, в эпоху историзма, когда архитекторы и художники искали вдохновения в искусстве прошлых веков, готика снова вошла в моду. Применительно к зданиям и интерьерам, созданным в это время с оглядкой на средневековые традиции, закрепилось название «неоготика» или «псевдоготика». Понимаете почему? «Истинная» готика — это то, что создано в эпоху Средневековья. Все остальное — лишь подражание, пусть даже очень удачное.

Во второй половине XVIII столетия в культурный обиход вошло понятие «готический роман». Литература, которую можно охарактеризовать словосочетанием «напугайте меня». Таинственные замки, призраки, страшные клятвы, неотмщенные жертвы, семейные «скелеты в шкафу» — все это приметы готического стиля в литературе. Название возникло благодаря тому, что действие в этих произведениях часто разворачивается в старинном замке или в окрестностях старинного собора или часовни, создающих атмосферу мрачности, страха, присутствия в жизни каких-то необоримых сил.

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (Ф. М. Достоевский)

Ближе к концу века двадцатого готика переживала очередную волну популярности, воплотившись в готической субкультуре, делающей акцент на «потусторонности», мрачности, эстетике декаданса...

Впрочем, давайте вернемся к готике средневековой!

Храмы, построенные в Европе в этот период, вызывали и продолжают вызывать восторженные отзывы. В них сочетается продуманная утонченность и невероятный размах, легкость и почти пугающее величие. «Стихийный лабиринт, непостижимый лес!» — писал 0. Э. Мандельштам о соборе Парижской Богоматери. Готический стиль — значительнейшее явление не только в европейском, но и в мировом искусстве. Готический собор, в отличие от романского, прочно стоящего на земле, словно стремится взлететь в небеса. Готический стиль привнес в архитектуру новые, позволяющие совершенно изменить облик постройки архитектурные приемы... Но каковы причины появления этого стиля? Что лежит в основе готики?

Новшества конструкции

В XII столетии в Европе — в первую очередь во Франции, которую можно называть колыбелью готического стиля, — полностью складывается система феодального общества. Города продолжают расти, многие из них, добившись независимости у местных сеньоров, превращаются в своего рода государства в государстве. Продолжается развитие ремесел, овладение новыми технологиями и приемами производства требует наличия многочисленных мастерских и школ. То есть обстановка располагает к большей «светскости» жизненного уклада. Но в то же время Церковь, не желая сдавать позиций, укрепляет свое могущество при помощи приобретения все новых земель и создания разнообразных организаций для борьбы с ересями. В 1215 году инквизиция как особый церковный суд будет закреплена официально...

Вид на Шартрский собор
Вид на Шартрский собор

Выражением этой двойственности, «единства и борьбы противоположностей» и стали готические соборы и готический архитектурный стиль в целом. Готический храм, с одной стороны, представляет собой торжество технического гения, победу разума над материальным, выражает возможности и способности человека. С другой — он делает этого же человека песчинкой в громадном пространстве, олицетворяет устремление в небеса, в космос, в вечность!

Основателем готики в архитектуре считается аббат Сугерий (ок. 10811151), близкий друг короля Людовика Толстого, глава аббатства Сен-Дени, игравшего важную роль в средневековой Франции. Именно при перестройке главного храма аббатства Сугерий инициировал использование новых архитектурных приемов. Причину часто видят в его увлечении греческими богословскими сочинениями «О небесной иерархии», «О мистическом богословии», приписываемых мыслителю Дионисию Ареопагиту. Эти трактаты много внимания уделяют степеням близости к Богу и небесам. И именно в небо по его инициативе устремились готические соборы! Сугерий считал, что пронизанный солнечными лучами храм будет рождать в душах прихожан ассоциации с божественным светом.

В отличие от собора романского, где тяжелый свод опирался на толстые стены, в готическом соборе на первое место вышла система аркбутанов (от фр. arc-boutant — «подпорная арка», так назывались дополнительные арки-опоры, вынесенные за основной объем храма) и контрфорсов (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальных конструкций, усиливающих несущую стену. Контрфорс мог выглядеть как выступающая часть стены или как отдельная вертикальная постройка-башня, соединенная со стеной аркбутаном. В итоге храм начал выглядеть как некое фантастическое существо, ненадолго опустившееся на землю и сложившее свои огромные крылья, перед тем как снова взмыть в небо...

Такая конструкция позволила сделать стены более легкими, прорезать их множеством стрельчатых арок. Сводчатый потолок поднялся на невероятную высоту. Заметной деталью конструкции храма стали нервюры (фр. nervure — «прожилка») — выступающие ребра каркаса. Вместе с аркбутанами и контрфорсами они служили задаче облегчения постройки, распределения громадного веса использованного для нее камня.

Собор Парижской Богоматери. Хорошо видны особенности конструкции готического храма
Собор Парижской Богоматери. Хорошо видны особенности конструкции готического храма

У любого, кто входил в готический храм, захватывало дыхание: теряющиеся где-то в вышине своды, потоки света, льющиеся через многометровые витражные окна, таинственные тени и многочисленные украшения — все это заставляло почувствовать себя «между небом и землей»...

Впрочем, в это время строятся не только храмы. Появляются новые виды общественных зданий — такие как ратуша, крытый рынок, цеховая постройка. К началу позднего Средневековья на смену замкам начинают приходить дворцы и особняки — менее «военизированные» и не так мощно укрепленные.

Поговорим о тонкостях

Что, помимо конструкции, отличало готические сооружения от построек более раннего периода?

На смену рельефу (который, впрочем, по-прежнему был популярен как средство украшения культовых зданий) приходит круглая скульптура. Правда, изображения святых, апостолов, ангелов и их антиподов не отделяются окончательно от стены, продолжая составлять прочное духовное и эстетическое единство с объемом церкви. Скульптура готического храма — это не просто украшение. Это иллюстрация к Священному Писанию, это демонстрация определенного эстетического идеала. Для готических скульптур характерны вытянутые, удлиненные формы, резкие складки одежды — все это способствует ощущению взлета, устремленности вверх. Трактовка человеческих тел довольно обобщенная: фигуры почти бесплотны, ибо не тело, а душа стремится к бессмертию и обретает его!

Многочисленные скульптуры, выстроившиеся у стен готического собора, создают дополнительную игру света и тени, усиливая иллюзию трепетности, «полетности» огромного здания.

Если же упоминать рельефы периода готики, то здесь удачным примером будет работа неизвестного мастера «Страшный суд» (мотив, не теряющий популярности со времен господства романского стиля!) в портале западного фасада собора Парижской Богоматери. В центре находятся фигуры Спасителя и двенадцати апостолов, а вокруг — разнообразные олицетворения пороков и добродетелей. Все фигуры отличаются тонкой проработкой и обладают яркими индивидуальными характеристиками.

В северной Германии, Польше, Прибалтике в XIII веке начинает распространяться так называемая «кирпичная готика»: для построек использовался красный кирпич и отличало их очень скромное скульптурное убранство. Причиной появления этого стиля стала нехватка природного камня

Очень характерной деталью готического собора становится роза — круглое окно, которому при помощи переплета придана форма распустившегося цветка. В большинстве случаев «роза» представляет собой витраж. Эта деталь зародилась еще в период господства романского искусства, но именно в период готики «роза» стала наиболее популярна и сложна в архитектурном плане. У этого элемента множество смыслов. Есть версии, что первоначально «розу» христианство унаследовало из языческой культуры, где она олицетворяла преданность и бесконечность, любовь и надежду. В Средневековье же это изображение воспринимали как один из символов Богоматери: роза, лишенная шипов, но пронизанная светом, превратилась в символ добра и вечной божественной любви. Например, витражные розы собора в Шартре, достигающие 13 метров в диаметре, потрясенные современники называли «маяками, отмечающими путь к спасению души».

Миланский собор. «Пламенеющая готика»
Миланский собор. «Пламенеющая готика»

Для ранней готики характерно слияние новых архитектурных приемов с привычными, романскими: они по-прежнему немного тяжеловесны, стрельчатые арки и своды невысоки, скульптуры еще не приобрели характерную кружевную легкость. К этому периоду обычно относят уже упоминавшуюся церковь аббатства Сен-Дени (1137-1140-е), собор в Лане (начало строительства — ок. 1150), собор в Шартре (1194-1260), собор Парижской Богоматери (начало строительства — 1163).

Правда, два последних примера не слишком показательны — эти храмы, строившиеся много лет, в процессе дополнялись деталями, характерными уже для более поздних периодов господства готического стиля. Как пример «перехода» от романского к готическому стилю обычно приводят также собор в Наумбурге. Кстати, его стены украшают изображения не только святых и ангелов, но и реальных исторических персонажей, в частности учредителей и «спонсоров» постройки храма. К выдающимся шедеврам скульптуры относят изображения, украшающие западную стену. Это Эккехард II, маркграф Мейсена, и его супруга Ута.

К зрелой, «высокой» готике мы можем причислить такие великолепные архитектурные сооружения, как Реймсский собор, Амьенский собор, Кёльнский собор, собор в Шартре, Кентерберийский собор. Одним из символов города Реймса стала скульптура «улыбающегося ангела», которая украшает северный портал. Ангел — не единственная достопримечательность, Реймсский собор украшает более 2000 скульптур! Но уж очень необычно это изображение. Ангел, одетый в длинные легкие одежды, слегка склонил голову набок и улыбается, глядя на нас, — улыбается по-детски озорно и весело. Это изображение не очень вяжется со строгим величием готики, поэтому относительно «загадки ангела» высказываются самые разные предположения. Начиная от того, что улыбка — символ всезнания и всеведения, и заканчивая тем, что это просто шутка скульптора.

Церковь Сен-Мало, Руан
Церковь Сен-Мало, Руан

Заслуживают упоминания и знаменитые гаргульи — полузмеи-полудраконы, которые в изобилии украшают стены собора Парижской Богоматери. Иногда их истолковывают как олицетвотрение грехов, которые мешают готическому собору — символу бессмертной души — «взлетать» к небесам. Основное же назначение гаргулий чисто практическое: они служат для отвода дождевой воды. Само слово gargouille означает «водосток». А вот не менее знаменитые химеры появились гораздо позже — в XIX столетии, и играли декоративную роль.

Нам осталось разобраться с поздней, «пламенеющей» готикой в архитектуре.

Ко времени ее появления по землям Европы катком прошлись Столетняя война, чумные эпидемии, кровавые крестьянские бунты и многочисленные междоусобные войны. Все это приводило к некоторому измельчению архитектурных форм и одновременно к чрезмерной, аффектированной их выразительности. «Пламенеющая готика» не привносит особых изменений в архитектурные формы как таковые, она — в деталях. Формы стрельчатых арок становятся еще более вытянутыми, более заостренными, башенки и колокольни становятся утонченно-хрупкими, в орнаментах и линиях витражных рисунков господствуют декоративные мотивы, напоминающие языки пламени, — отсюда и название. Образцами «пламенеющей готики» называют собор Святого Николая во Фрибуре, собор Благовещения Пресвятой Девы Марии в Мулене, Миланский собор, костел Святой Анны в Вильнюсе.




Поделиться ссылкой