Исполненные в особой технике иллюминирования, сияющие золотом фонов и яркими красками, средневековые миниатюры были произведениями искусства. Украшенные ими рукописи создавались не только в монастырях, но и в городских и придворных мастерских. И содержание их было не только религиозным — люди во все времена верны себе.
Иллюминированные Библии дошли до нас в большем количестве, чем светские книги, поскольку их лучше хранили — Священное писание все-таки.
Распространение иллюминированных манускриптов по Западной Европе началось с Византии, наследницы римских традиций как в христианстве, так и в изобразительном искусстве.
При константинопольском скриптории, работавшем уже в 356 г., была публичная библиотека, где к 475 г. числилось 120 тысяч книг. В это время все были грамотными — Библию читать надо! Старейшие византийские манускрипты, такие как Амброзианский кодекс, украшены в античной традиции.
При дворе Карла Великого существовали сразу две школы книжной миниатюры. В их произведениях присутствовали не только узоры и обязательные еще с византийской традиции изображения евангелистов в сопровождении своих символов, но и реальные исторические персонажи, современники художников. Там в IX в. была создана знаменитая Утрехтская Псалтирь (названная так по месту хранения — университет нидерландского города Утрехта) со 165 миниатюрами самого разного содержания.
Возникают разные стили композиционного размещения иллюстраций. Так, в X в. небольшие книжные миниатюры парижской школы располагаются на полях и в тексте, образуя вместе с последним строгое композиционное единство, тогда как в рукописях до этого времени и после рисунки занимают целую страницу или размещаются полосой над текстом.
Особое впечатление производят манускрипты, созданные в раннехристианской Ирландии. Украшенные в порядке дополнительного благословения языческими кельтскими орнаментами, в которые мастера изящно вплетали христианские символы, они остаются одним из самых значительных памятников этой культуры. Иллюминация в таких произведениях, как Келлская книга, Линдисфарнское и Дарроуское Евангелия, кажется порой немыслимо сложной и зачаровывающе медитативной.
Среди миниатюр встречаются и фантастические детали орнамента — монстры из местных бестиариев, и схемы к военным руководствам, и анатомические справочники, и тщательно изображенные гербарии.
Постепенно оформление книги начинает доминировать над текстом, миниатюры становятся все краше и реалистичнее: появляются назидательные жанровые сценки, пейзажные зарисовки, изображения забавных и экзотических животных и растений — всё, что создал Господь, достойно внимания. Иллюстрации порой занимали целый разворот, становясь почти полноценной картиной. Миниатюры маленьких Библий размером в восьмую часть стандартного листа, написанных особым «жемчужным» типом письма, выглядели порой как ювелирные украшения.
«Большие французские хроники», «Великолепный часослов герцога Беррийского» братьев Лимбургов, светские манускрипты Робине Тестара, выполненные для Карла Ангулемского и Луизы Савойской («Нравоучительная книга о шахматах любви»), «Книга сокровищ герцогини Анны Баварской», созданная Гансом Милихом, приближают книжную миниатюру к лучшим живописным произведениям Средневековья. Яркие, ювелирно прорисованные, иронично-поучительные, они «очеловечивают» для нас ушедшую эпоху, ломая полные ужасов стереотипы про Средние века.