Импрессионизм: этот изменчивый реальный мир…

«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.»
Клод Моне

Импрессионизм — «порождение настроения и мгновения», особое направление в европейском искусстве последней трети XIX — начала XX века. Импрессионизм возник во Франции и постепенно распространился по всему миру, оказав влияние не только на живопись, но и на литературу и музыку.

Происхождение названия и метода

Бывало ли так, что из критического замечания родилось целое направление в искусстве? Оказывается, да. Термин «импрессионизм» произошел от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleillevant»), представленной на парижской выставке 1874 года. Рассказывая об этой выставке, журналист сатирической газеты пренебрежительно назвал участвовавших в ней художников импрессионистами, отмечая, что в их полотнах нет ничего, кроме впечатления (impression). Так и появилось наименование нового стиля. Из духа противоречия, свойственного первооткрывателям, художники подхватили этот термин, и он прижился, утратив отрицательный смысл. Понятие «импрессионизм» относится в большей степени к методу написания картин, чем к творческим взглядам этих художников.

Своей главной задачей импрессионисты считали передачу впечатления, а для этого нужно было, что называется, ловить момент, запечатлевать реальный мир во всей его изменчивости. Внутри студии было невозможно достичь такого эффекта, и художники выходили «в мир» — на пленэр, где быстро набрасывали эскизы, стараясь уловить естественное освещение и настроение момента.

Для художника-импрессиониста важнее не то, что изображено на картине, а как именно это изображено. Многие работы импрессионистов и в самом деле хранят слепок первого впечатления — в мастерской кисть живописца их уже не касалась, и они выставлялись и продавались как есть, пусть даже с некоторыми помарками и огрехами. Но в этом живом течении жизни и кроется прелесть импрессионизма, секрет его неизменной популярности.

«Импрессионизм — рождение света в живописи» (Р. Делоне)

Такая интересная обыденность

Можно сказать, что импрессионисты довершили то, к чему художники всех прежних стилей только приближались: они отвергли любой академизм не только в оформлении работ, но и в сюжетах. Импрессионистов не интересуют застывшие, выдуманные формы. Они больше не воплощают библейские, мифологические и литературные сюжеты — им важна исключительно современность в своем самом непосредственном проявлении.

На полотнах импрессионистов появились обычные люди, которые ходят по улицам, работают, отдыхают, флиртуют, танцуют, обедают в кафе. При этом художники не заставляли людей позировать, а в буквальном смысле рисовали жизнь с натуры. Так появился совершенно новый жанр изобразительного искусства — городской пейзаж.

Одной из главных «моделей» импрессионистов стала живая, непосредственная, никак не приукрашенная природа. Одни и те же места импрессионисты рисуют при разном освещении, при разной погоде и в разное время суток, стремясь передать течение времени, переменчивость и мимолетность каждого мгновения.

Многие импрессионисты, например Камиль Писсарро, полностью отказались от черной краски

Известные имена и самый популярный жанр

Эдуард Мане (1832–1883) был одним из родоначальников импрессионизма и известным «скандалистом от искусства»: его картина «Купание» («Завтрак на траве»), выставленная в Париже в 1863 году, вызвала возмущение зрителей тем, что двое одетых мужчин на ней завтракали в обществе обнаженной дамы.

Эдуард Мане «Олимпия»
Эдуард Мане «Олимпия» (1863) Как и «Завтрак на траве», эта картина Мане спровоцировала скандал

Клод Моне (1840–1926) первым начал много работать на пленэре, утвердив, таким образом, основные принципы творчества импрессионистов.

Клод Моне «Бульвар Капуцинок»
Клод Моне «Бульвар Капуцинок» (1873) Блестяще переданное ощущение туманного прохладного дня
«Я могу рисовать только то, что я вижу» (К. Моне)

Альфред Сислей (1839–1899) отдавал предпочтение нежным, красочным, «воздушным» пейзажам, стремился поймать и отобразить живой нерв природы.

Альфред Сислей «Деревня на берегу Сены»
Альфред Сислей «Деревня на берегу Сены» (1872) Художник не любил городскую суету, предпочитая сельскую местность

Эдгар Дега (1834–1917) и Огюст Ренуар (1841–1919) изображали людей, точно и натуралистично передавая их движение, характер, особенности внешности.

Берта Моризо «Колыбель»
Берта Моризо «Колыбель» (1872) Зрители особо отмечали «акварельную нежность масляной живописи» в этой картине

Первая женщина-импрессионист — Берта Моризо (1841–1895).

Пейзаж — самый популярный жанр импрессионизма. Например, в знаменитых сериях Клода Моне определенный «фрагмент мира» (Руанский собор, вокзал Сен-Лазар, Темза) представал в различное время и при разных погодных условиях. Можно вспомнить и его «кувшинки», которые художник неутомимо писал при разном освещении и в разное время суток.

Стройность и разнообразие городских пейзажей Парижа и Руана великолепно передают работы Альфреда Сислея: туманная дымка над полями, рассеянный солнечный свет, легкость бегущих по небу облаков.

«Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест». Э. Дега

Палитра и тюбик

Импрессионисты старались сочетать чистые цветовые тона: ушли в прошлое черные тени и контуры, мрачные землистые краски уступили место свежим и ярким. Благодаря этому картины в жанре импрессионизма были наполнены солнцем и воздухом, казались подвижными и живыми.

Для подбора цветовых сочетаний художники пользовались принципом цветового круга, что позволяло свести палитру всего к шести краскам. В цветовом круге основными цветами являются желтый, красный и синий, промежуточными — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Дополнительные цвета расположены друг напротив друга и образуют пары: красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый. Оттенки серого в цветовом круге отсутствуют.

Изобретенный в середине XIX века фабричный способ изготовления и упаковки красок подарил художникам неограниченную мобильность. Краски в тюбиках не засыхали, как раньше, что давало возможность сколько угодно работать вне мастерских — на природе, на улицах, в кафе, ловя интересные моменты и сохраняя свежесть непосредственного впечатления. «Без красок в тюбиках не было бы импрессионизма!» — справедливо заметил Огюст Ренуар.

«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение» (П. Сезанн)

Поделиться ссылкой