Искусство арабского халифата: господство веры и красоты

«Особенностью арабского искусства было сочетание восточной фантастичности с округлыми линиями и изящной декоративностью.»
П.П. Гнедич

Арабский халифат начал складываться в VII веке. Он не только включил в себя территории от Северной Африки до Казахстана и от Испании до китайских границ, но и породил невероятно яркое и самобытное искусство.

Исторические основания

Идею объединения арабских племен на основе веры в единого бога проповедовал пророк Мухаммед (ок. 570–632/633 гг.). Он и считается создателем новой для арабов религии — ислама и основателем государства — халифата. Преемников Мухаммеда стали называть халифами, то есть заместителями.

Иллюстрация к поэме Фирдоуси «Шахнаме»
Иллюстрация к поэме Фирдоуси «Шахнаме», памятнику персидской литературы, входящему в национальный эпос иранских народов (неизв. худ. XIV в.)

В поисках новых плодородных земель они начали завоевывать близлежащие территории. Так в составе халифата оказались арабы, берберы, иранцы, таджики, азербайджанцы и другие народы с богатейшими культурными традициями. Под влиянием ислама, однако, искусство этих народов обрело общие черты.

История Арабского халифата закончилась в 1492 году, когда пало последнее арабское государство в Европе — Гранадский эмират.

Особенности исламского искусства

Почему в исламской традиции запрещено изображать не только Аллаха и его пророков, но и вообще людей и животных? Считается, что в день Последнего суда изображенные художником люди оживут и придут к нему за своей душой, а он не сможет исполнить их просьбу и будет гореть за это в вечном пламени. По этой причине Коран и другие богословские книги мусульман всегда украшаются лишь орнаментом.

Мечети (дословно — «места поклонения») с самого начала создаются подобными дому пророка Мухаммеда — это было здание с большим навесом на столбах из пальмовых стволов, которое размещалось в глубине двора. В старинных мечетях Багдада, Дамаска и Каира огромный прямоугольный или квадратный двор окружен аркадами, которые опираются на мраморные колонны.

Джунейд. Миниатюра к поэме персидского поэта Хаджу Кермани «Хомай и Хомаюн»
Джунейд. Миниатюра к поэме персидского поэта Хаджу Кермани «Хомай и Хомаюн» (кон. XIV в.)

В мечетях Северной Африки и Испании молитвенные залы образованы множеством стоящих рядом колонн и украшены орнаментом, выполненным с помощью различных техник: резьбы по камню, мозаики, майоликовой плитки.

К мечети обязательно примыкает минарет— многоярусная круглая или квадратная башня, с высоты которой муэдзин призывает верующих к молитве. Что такое арабески? Так называют декоративный орнамент — сложный узор, который часто используется в странах Ближнего и Среднего Востока. Такой узор складывается из геометрических фигур, стилизованных (условных) изображений растений и надписей на арабском языке — их вырезают на камне или искусственном мраморе (стукко), выкладывают из разноцветных кирпичиков, разрисовывают красками. Арабесками украшают не только стены зданий, но и ткани, ковры, предметы быта, даже ювелирные изделия.

«Всеобщая культура Востока не только не исключает множества национальных культур, но как раз предполагает его» (В. К. Чалоян)

Арабская каллиграфия и миниатюра

Священную книгу мусульман Коран переписывали от руки, создавая всё новые и новые копии. Так возник особый вид искусства — каллиграфия (от др.-греч. красивый почерк). Арабские мастера каллиграфии тщательно выводили каждую букву, ведь из этих букв складывались божественные слова Пророка.

Каллиграфия была точной наукой: высчитывались и высота букв, и протяженность каждого слова. Для священных текстов, официальных документов и художественных произведений использовались разные стили начертания букв.

Миниатюра «Рождение пророка Мухаммеда» (неизв. худ. нач. XIV в.)
Миниатюра «Рождение пророка Мухаммеда» (неизв. худ. нач. XIV в.)

Искусство арабской миниатюры, по мнению ученых, зародилось в Персии (Иране). Древнейшая из сохранившихся рукописей, украшенных миниатюрами, — «Книга изображений неподвижных звезд» Абд ар-Рахмана ас-Суфи (начало XI века, юг Ирана). Однако самые впечатляющие образцы арабской миниатюры были созданы позднее.

Миниатюрами украшали исторические хроники, естественнонаучные работы, поэтические произведения. В книгах, не связанных с религией, запрет на изображение живых существ соблюдался не всегда.

Живопись арабских миниатюр по большей части условна, ее главные выразительные средства — контур и цвет.

Когда в Европе было глубокое Средневековье, на Востоке творили величайшие гении человечества». Ч. А. Абдуллаев



Поделиться ссылкой