Искусство неоклассицизма (около 1750-1850 годы)

Отчасти как реакция на легкомысленные произведения рококо, отчасти в ответ на ошеломляющее открытие древнеримских городов, погребенных под вулканическим пеплом, вторая половина XVIII столетия ознаменовалась продуманным, тщательно разработанным возрождением строгих канонов античного искусства и искусства Возрождения.

В 1738 году в Геркулануме, а в 1748 году в Помпеях начались масштабные археологические раскопки. И уже через несколько лет взглядам современников полностью открылись города, погребенные под слоем вулканического пепла во время извержения Везувия в 79 году. Беспрецедентная находка поражала воображение: люди, домашние животные, здания, улицы, вещи — все прекрасно сохранилось в пепле. Остатки памятников архитектуры и искусства вдохновили мастеров Нового времени, взявших за образец чистоту линий и идеальные формы античной цивилизации.

Наряду с открытиями в Геркулануме и Помпеях новый импульс течению придал немецкий философ и историк искусства Иоганн Винкельманн, опубликовав в 1755 году масштабное исследование «Размышления о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре». Утверждение, что наиболее существенными аспектами классического искусства являются «благородная простота и сдержанное величие», вдохновило целое поколение художников.

 Иоганн Винкельманн
Иоганн Винкельманн

Вдохновенный патриотизм, мужество, достоинство и нравственность

Неоклассицизм начинался как бунт против фривольной ветрености рококо, словно воплощавшего в себе мировоззрение французской аристократии. В 1760-е, накануне Великой Французской революции, художники обращаются к сюжетам из греческой и римской истории, изображая иные ценности — аскетизм, отвагу, честность, гражданское мужество, самопожертвование, — порождавшие сравнение республиканских порядков Древней Греции и Рима и современной борьбы за демократию во Франции. Конец аристократическому правлению во Франции положила революция, в результате которой Франция стала республикой.

Новые лидеры намеревались создать правительство, опирающееся в своей деятельности на высокие моральные и нравственные принципы эпохи Древнего Рима, поэтому соответствующие сцены из римской истории стали еще более популярным мотивом в изобразительном искусстве. В творчестве художников преобладали четко прорисованные линии, чистые цвета, приглушенная палитра. Хотя в целом направление было известно во всей Европе, доминирующие позиции оно занимало только во Франции и Англии, где выражало позицию и мировоззрение правящего класса, его ценности — национализм, честь, чувство собственного достоинства и законность.

«Придать совершенную форму чьей-либо мысли: это и только это означает быть художником» Жак Луи Давид

Неоклассическое искусство было строгим и дисциплинированным; мастера использовали точные и аккуратные приемы, имитируя форму и содержание классических произведений. Художники применяли строгие темные тона, лишь иногда добавляя яркие блики, используя контрасты chiaroscuro. Качество рисунка и линии считалось гораздо более важным, чем цвет, свет и атмосфера. Скульпторы также подчеркивали чистоту линий и ракурса, придавая поверхностям дополнительный блеск. Подобная педантичность была отчасти реакцией на откровенный гедонизм рококо и эмоциональность барокко. Множество серьезных и масштабных тем было заимствовано из классической истории и мифологии, вдохновлено произведениями Гомера и Плутарха, а также иллюстрациями к «Илиаде» и «Одиссее» английского художника Джона Флаксмана (1755-1826).

Джон Флаксман
Джон Флаксман

Влияние Наполеона

Придя к власти в 1790-е, Наполеон оказал существенное влияние на развитие неоклассицизма, предложив художникам переключиться с античной тематики на современную историю. Он заказал собственные портреты, где был изображен как национальный герой, вызывающий восторг и уважение. Колонны, фронтоны, фризы, одежда и прочие атрибуты классической эпохи все еще появлялись на полотнах мастеров неоклассицизма, но все чаще основными персонажами становились герои современности и события недавней истории, а композиция все усложнялась.

Неразрывную связь неоклассицизма с Французской революцией демонстрирует в своем творчестве Жак Луи Давид (1748-1825), игравший немалую роль и в политике того времени. За период от начала революции до падения Наполеона I он создал серию работ, которые стали своеобразной пропагандой революционных идей; его живопись отчасти способствовала установлению императорской власти в стране.

 Жак Луи Давид
Жак Луи Давид

«Придать совершенную форму чьей-либо мысли: это и только это означает быть художником»

Жак Луи Давид

Одним из многих учеников Давида был Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Сам он политикой не занимался, юность провел в Италии и возвратился во Францию уже после реставрации монархии, но всю свою долгую жизнь считался корифеем неоклассицизма. Мастер точного рисунка и классического сюжета, он стал столпом французской живописи первой половины XIX века и придерживался канонов неоклассицизма, даже когда тот давно вышел из моды.

Другим значительным представителем этого направления был Антон Рафаэль Менгс (1728-1779), известный в свое время как величайший живописец Европы. Он знаменит также своим трактатом «Мысли о красоте и вкусе», опубликованным в 1762 году. Ведущим скульптором неоклассицизма являлся венецианец Антонио Канова (17571822), автор знаменитых мраморных скульптур, утонченно и изысканно демонстрирующих очарование живого тела. Жан-Антуан Гудон (1741-1828) известен как создатель скульптурных портретов философов, изобретателей и политических деятелей эпохи Просвещения.

Жан Огюст Доминик Энгр
Жан Огюст Доминик Энгр
 Антон Рафаэль Менгс
Антон Рафаэль Менгс

«Клятва Горациев»

С этой работы началась слава Давида. Простая композиция, соответствующая канонам неоклассицизма, где фигуры образуют треугольник или прямоугольник. Резкий свет подчеркивает резкость композиции. Картина изображает историю конфликта между Римом и городом Альба-Лонга в 669 г до н. э., который должен был разрешиться поединком лучших бойцов с обеих сторон — трех братьев Горациев и трех братьев из рода Куриациев. Но одна из сестер Куриациев была замужем за одним из Горациев, в то время как одна из сестер Горациев была обручена с Куриацием. Несмотря на мольбы женщин, отец Горациев настоял на поединке. Давид намеренно создал произведение, декларирующее приоритет революционных, или государственных, интересов над личными.

«Клятва Горациев», Жак Луи Давид, 1784, холст, масло
«Клятва Горациев», Жак Луи Давид, 1784, холст, масло



Поделиться ссылкой