Искусство раннего Возрождения (около 1300-1500 годы)

Термин «Возрождение» («Ренессанс») в широкий обиход вошел в XIX веке и описывает период примерно с XIV по XVI столетие, характеризовавшийся возрождением интереса к философии, литературе, архитектуре и искусству Древней Греции и Рима. Стиль возник в Италии, во Флоренции и Сиене, где художники и философы, исследуя прошлое, постигали собственную личность.

Период, называемый Возрождением, продолжался достаточно долго и породил такое множество идей, что обычно его разделяют на два — раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Хотя идеи Возрождения распространились в Италии и Фландрии (нынешние Бельгия и Нидерланды), а затем и по всей Европе, воздействие их было далеко не одинаковым; сложные комбинации этих идей еще на протяжении 200 лет эхом отзывались в европейской истории.

К концу XV века благодаря развитию торговли, изобретению книгопечатания в Европе и возросшему в связи с этим интересу к образованию многие европейцы начали живо интересоваться окружающей действительностью и несколько отошли от средневековой идеологии, воплощенной в готическом искусстве и архитектуре. Некоторые районы Италии развивались особенно успешно, а потому туда стекались ученые и богатые жители. В Италии, с античными корнями, словно материализовался общий интерес к наследию Древней Греции и Рима. Многие ученые переводили и изучали тексты древнегреческих философов и архитекторов, оживились и приобрели новый смысл некоторые теоретические дискуссии.

Гуманизм

Одной из важнейших идей, занимавших умы, стала древнегреческая философия гуманизма. Гуманисты полагали, что человек обладает способностью к логическому мышлению и, следовательно, изучение и улучшение мира является более достойной целью, чем пожизненная подготовка к загробной жизни. Благодаря изобретению книгопечатания гуманистические идеи довольно быстро распространялись. Порой они противоречили традиционному христианскому учению, но тем не менее побуждали художников искать новый смысл в земных ценностях.

Церковь по-прежнему была одним из основных покровителей искусства, но в городах, где господствовала новая идеология, существовало многочисленное светское общество. Аристократия и представители растущего торгового сословия выступали в роли заказчиков произведений искусства наравне с Церковью.

Художники по-прежнему иллюстрировали в основном религиозные сюжеты, но проявляли все больший интерес к светским темам и новым идеям о важном месте человека в мироздании. Искусство более не служило только религии, оно становилось ценностью само по себе. Под влиянием новых знаний о природе, заново осмысленного классического наследия и гораздо более личностного взгляда на действительность рождалось искусство, отражающее мир во всей его полноте.

Наблюдения и перспектива

Некоторые из мастеров раннего Возрождения произвели подлинную революцию в искусстве. Джотто ди Бондоне (1266/67-1337) радикально изменил живопись флорентийской школы, в то время как Дуччо ди Буонисенья (1255/60-1315/18) сделал то же самое в Сиене. Джотто отказался от стилизации, принятой в византийском и готическом искусстве, изображая людей в естественных позах и с выразительными лицами; на красочных полотнах Дуччо человеческие фигуры выглядели почти объемными, одетыми в настоящие ткани.

Огромный вклад в развитие живописи XV века внес Мазаччо (1401 — около 1428), применив линейную перспективу для создания иллюзии трехмерности на плоской поверхности. Паоло Уччелло (1397-1475) был энтузиастом нового математического метода линейной перспективы, а Пьеро делла Франческа (около 1415-1492) не только воспринял все новые идеи, но и привнес в живопись эффект светотени. Развивая в своем творчестве выразительность и реализм Джотто, он добавил в полотна линейную перспективу и светотень, создав иллюзию глубины и объемности изображения.

Джотто ди Бондоне
Джотто ди Бондоне
Дуччо ди Буонинсенья
Дуччо ди Буонинсенья
«И хотя многих художников восхваляли и без перспективы, все же исходили такие хвалы от тех, кто при своем ложном суждении не знал о силе искусства» Пьеро делла Франческа
Паоло Уччелло
Паоло Уччелло
Пьеро делла Франческа
Пьеро делла Франческа

Северный Ренессанс

Тем временем Фландрия, где жили богатые купцы, тоже переживала взлет искусства, и с конца XV века здесь активно использовали идеи итальянских мастеров. Наиболее успешные художники этого времени работали в жанре книжной миниатюры, которая отличалась невероятным правдоподобием. Вскоре этих же мастеров пригласили для создания более крупных форм, и около 1410 года появились первые картины, написанные масляными красками на дереве; эта техника разительно отличалась от принятой в Италии темперы — краски на основе яичного желтка. С новым материалом было значительно легче работать — цвета получались ярче, а масло придавало им дополнительный блеск. Ян ван Эйк (около 1390-1441) разработал способ нанесения лака на картину, что усиливало цвет. Рогир ван дер Вейден (1399-1464) и Робер Кампен (около 1375-1444), также известный как «Мастер из Флемаля», создали невероятно выразительные полотна, в которых видны были и объем, и перспектива. В их произведениях всегда множество бытовых деталей, наделенных символическим смыслом.

Ян ван Эйк
Ян ван Эйк
Рогир ван дер Вейден
Рогир ван дер Вейден
 Робер Кампен
Робер Кампен

Социальный статус

Отношение общества к художнику радикально отличало Возрождение от всех предыдущих эпох. Прежде художник оставался безымянным ремесленником, который лишь помогал распространению Слова Божьего, но теперь он обрел настоящую славу — отчасти ради привлечения новых заказчиков, отчасти для повышения статуса своего патрона. Многие мастера Ренессанса стали знамениты и признанны еще при жизни.

Живопись, передающая объем

По сравнению со строгими мозаиками Византии и застывшими торжественными работами готических мастеров фреска Джотто «Поклонение волхвов» (около 1266) при всей своей суровости и академичности имеет особенности, которые не только вызывают художественный интерес, но усиливают производимый ею религиозный эффект. Расположив фигуры так, что они взаимодействуют друг с другом, и поместив их на фоне архитектурного сооружения, мастер добился эффекта объемности изображения. Для своего времени этот прием стал революционным; иллюзия реальности способствовала более глубокому пониманию библейских текстов, но вместе с тем отражала возродившийся интерес к человеку и достижениям античных художников.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне, около 1266, фреска
«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне, около 1266, фреска



Поделиться ссылкой