Искусство романтизма (около 1800-1880 годы)

Эмоциональный романтизм — на первый взгляд полная противоположность суровому неоклассицизму, но на самом деле у них много общего. По-разному понимаемый художниками, писателями и композиторами, романтизм развивался в многообразии своих проявлений с конца XVIII до конца XIX века.

И неоклассицизм, и романтизм отражали революционный дух своей эпохи. Но если авторы неоклассицизма затрагивали тему политического бунта, особое значение придавая сдержанности и строгости чувств, четкости линии и сюжету, который должен пробуждать гражданскую гордость и достоинство, художники романтизма поднялись над социальными потрясениями — они изображали сильные чувства, используя при этом яркую палитру. Романтические идеи сформулировать не так легко, как постулаты неоклассицизма, не существует единого понимания романтизма. Отчасти потому, что представители этого направления работали в различной манере, в разных странах и в разное время. Основные идеи были схожи, но интерпретация их серьезно различалась.

Большинство мастеров работали, руководствуясь собственными спонтанными озарениями, применяя оригинальные технические приемы. В творчестве некоторых из них заметно влияние барокко, на других определенно воздействовали идеи Французской и Американской революций или Наполеоновские войны, в то время как третьих вдохновляла романтическая литература того времени — поэзия Жан-Жака Руссо (1712-1778), лорда Байрона (1788-1824) и Уильяма Водсворта (1770-1850).

Лорд Байрон
Лорд Байрон

Индивидуальная выразительность

Романтизм стал результатом мучительных попыток художников обрести согласие с миром, который изменялся чересчур стремительно и радикально. Революция промышленная, а вслед за ней и социальная уничтожили привычные традиционные ценности; то, что прежде казалось прочным и незыблемым, ныне утратило основы. Даже научные открытия, объяснявшие явления природы, казалось, противоречили всему, во что прежде верили люди, — неудивительно, что произведения художников порой проникнуты печалью и тоской по утраченному. Многие романтики начинали с интереса к природе, с изображения сокровенных чувств художественными средствами. Почти все они восставали против существующих канонов и условностей, используя сочный цвет и свободный мазок, дабы добавить выразительности своим работам, на что прежде решались немногие.

«Романтизм — не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» Шарль Бодлер

Большинство романтиков были против развития промышленности и механизации, проникавшей во все сферы жизни, и в качестве протеста изображали пасторальные сцены, средневековые картины, экзотические пейзажи либо нечто мистическое и сверхъестественное. Некоторые предпочитали эмоциональные сюжеты — любовь или трагедию. Их работы очень индивидуальны, исполнены страсти, воображения, экспрессии и непосредственности. Чувства здесь гораздо ценнее разума, а интуиция куда ценнее интеллекта. Логика и рассудительность отступают, когда художник изображает на полотне подлинные глубокие чувства, обычно скрываемые в приличном обществе. Эта подчеркнутая эмоциональность — обнаженная и многообразная — находила отклик у зрителя. Никогда прежде художник не решался настолько откровенно демонстрировать собственные переживания, и никогда еще непосредственность в искусстве не вызывала такого одобрения.

Цвет, страсть и интуиция

Впервые термин «романтизм» прозвучал в XIX веке для описания стиля, характерного для искусства, философии, политики и даже науки. Появившись во Франции, романтизм распространился по всей Европе и Америке, достигнув расцвета в Британии, Германии и самой Франции. Не будучи единым и цельным, романтическое искусство тем не менее во всех своих проявлениях предпочитало выразительность стабильности и упорядоченности. Художник стремился в первую очередь передать собственные чувства, сомнения и недоверие к современным событиям и тенденциям. Известные представители романтизма черпали идеи в различных областях, экспериментировали с новыми технологиями, создавая эффект чувственности и личного присутствия, что шло вразрез со всей прошлой традицией.

Эжен Делакруа (1798-1863) считается одним из величайших французских живописцев, выдающимся мастером колористики. Его работы рождены под влиянием исторических и современных ему событий, литературных произведений и путешествий в экзотические страны. Английский художник, поэт и мастер гравюры Уильям Блейк (1757-1827) в своих символических рисунках демонстрирует невероятной силы воображение и творческий полет.

В Испании Франсиско де Гойя (1746-1828) сумел передать ужасы войны и создал серию фантастических работ, рожденных его собственным воображением и ироничными наблюдениями над человеческой природой. Теодор Жерико (1791-1824), один из пионеров романтизма, оказал значительное влияние на Делакруа, в то время как в Германии Каспар Давид Фридрих (1774-1840) писал неземной красоты и легкости пейзажи — подлинные аллегории одиночества. Одним из самых знаменитых пейзажистов эпохи романтизма был Дж. М. У. Тернер (1775-1851). А Джон Констебл (1776-1837) стал выразителем ностальгических чувств по доброй старой Англии, которую, по его мнению, губит индустриализация.

 Эжен Делакруа
Эжен Делакруа
Уильям Блейк
Уильям Блейк
Франсиско де Гойя
Франсиско де Гойя
Теодор Жерико
Теодор Жерико

«Борьба Иакова с ангелом»

Делакруа, которого считают величайшим представителем романтизма в живописи, оказал огромное влияние и на современных ему художников, и на многие поколения следующих. Страстные динамичные композиции, яркие краски и образы рождали соответствующие чувства у зрителя. Он проповедовал непосредственность в творчестве, реализуя свои замыслы на холсте без кропотливой подготовки, как того требовали традиционные методы. Эта фреска, иллюстрирующая известный библейский рассказ, изображена в одной из капелл церкви Сен-Сюльпис в Париже. Иаков во мраке ночи встретился с кем-то, заступившим ему дорогу. Он боролся с незнакомцем до рассвета, когда тот, наконец, открылся Иакову и благословил за решительность и отвагу.

«Борьба Иакова с ангелом», Эжен Делакруа, 186
«Борьба Иакова с ангелом», Эжен Делакруа, 186

Сублимация

Термин «sublime» впервые использован в 1757 году для описания произведения искусства, способного вызвать сильные чувства в зрителе. Другими словами, изображение высоких гор, страшного шторма или ночного кошмара — это сублимация. Представление о том, что искусство способно вызывать тревогу и беспокойство, было абсолютно новым и существенным элементом, возникшим в эпоху романтизма, и сохранилось до настоящего времени.




Поделиться ссылкой