Искусство Византии (около 300-1204 годы)

С распространением христианства в Европе реализм греческого и римского искусства был забыт. Статуи считались идолами, а подчеркнуто позитивное изображение обычных людей вызывало неодобрение, поскольку, согласно христианскому вероучению, человек не должен возвеличиваться над Богом. Христиане верили, что именно Бог дарует художникам их умение, поэтому искусство призвано лишь передавать людям Его послания.

Христианское искусство зародилось задолго до того, как в 313 году римский император Константин принял крещение и объявил христианство государственной религией. Самые ранние памятники христианского искусства — это росписи на стенах и потолках катакомб, где тайно собирались последователи этой запретной религии. Рисунки были довольно грубо исполнены, но это не имело особого значения, поскольку они призваны были лишь иллюстрировать христианские идеи, а вовсе не вызывать восхищение мастерством художника.

На изображениях библейских сцен Христос зачастую напоминал Аполлона, а Бог Отец походил на Зевса и Юпитера, так что зритель, привыкший к греческим и римским канонам, сразу узнавал в них божественные образы.

Впрочем, это было единственным напоминанием о классическом искусстве, поскольку христиане отвергли многие из прежних художественных воззрений в стремлении сконцентрироваться на учении своей Церкви. Они, например, отказались от любых изображений обнаженной натуры, как и от детализации сюжетов, потому что произведение искусства не должно излагать Библию, но лишь напоминать зрителю о славе Господней и святости Его Писания.

Римский император Константин
Римский император Константин

Одухотворяя неграмотных

В 323 году император Константин перенес столицу Римской империи в Византий, переименовав город в Константинополь. В скором времени христианство стало главной религией во всем государстве. В самом Византии строились христианские базилики, создавались фрески, а наиболее распространенным декоративным приемом стала мозаика. Вместе с христианскими идеями новое искусство распространялось в Европе — Равенна, Венеция, Сицилия, Греция и Россия.

Мозаики, иконы, рукописи, украшенные миниатюрами, фрески и рельефы несли миру чудо Писания с единственной целью — продемонстрировать людям, как они должны поступать, чтобы попасть в Царствие Небесное. Поскольку большинство зрителей были невежественны, все искусство было пронизано исключительно духом Библии, дабы верующие могли сосредоточиться во время молитвы, а заодно способствовало обращению все новых последователей. Мерцающие мозаики и золотой фон икон внушали благоговение, которое немало благоприятствовало популяризации христианства.

Слава Господня

Византийские художники, как правило, принадлежали к религиозным структурам; большинство из них были монахами. Поскольку реалистичное изображение противоречило второй заповеди («не делай себе кумира и никакого изображения», Исх., 20:4), реализм не ценился, так что скульптура была абсолютно непопулярна. В живописи и мозаике фигуры изображались в двух измерениях, без светотени и перспективы. Они стояли анфас, смотрели прямо перед собой, с практически одинаковым выражением лица. Одежды ниспадали множеством складок, потому форма тела даже не угадывалась.

В то время как художники классического периода стремились детально изображать земную жизнь, византийские мастера использовали более символические приемы, поскольку зритель не должен был восторгаться их мастерством или путать искусство с жизнью. Фон всегда был золотым, ибо произведение передавало чудо и величие Бога и Святой Троицы. Богатство, роскошь и таинственное ощущение потустороннего, которое охватывало человека в церкви, были одним из основных способов воздействия на верующих, демонстрацией вездесущности Бога. Священные символы стали неотъемлемой частью искусства, а вместе с ними люди постигали и важнейшие аспекты христианского учения. Ключи, олицетворяющие власть Церкви; чаша, символ Святого причастия и прощения греха; крест, главный символ христианства, изображающий тот самый крест, на котором был распят Иисус.

«То, чем является Писание для грамотного, то — икона для неграмотного» Папа Григорий Великий, VI век
Крест, на котором был распят Иисус
Крест, на котором был распят Иисус

Иконоборчество

Основной целью византийского искусства было прославление Бога и Святой Троицы. Как следствие, появилось множество изображений Бога, Иисуса, Девы Марии, святых и мучеников, а византийские мастера разрабатывали новые декоративные приемы, чтобы придать их обликам большую выразительность. Первый грандиозный взлет византийского искусства относится к периоду правления Юстиниана I (483-565 гг.), который привел римское законодательство в соответствие с христианской верой, а та, в свою очередь, оказала влияние на развитие искусства.

Юстиниан I
Юстиниан I

Но к 730 году исламское представление о богохульности изображения человека привело к тому, что император Лев III запретил изображать Святое семейство и святых. Этот период вошел в историю как иконоборческий и продлился до 843 года. В течение этого времени развитие всех видов искусства остановилось.

Император Лев III
Император Лев III

Искусство миниатюры

Распространение христианства способствовало развитию летописания: писцы создавали рукописные книги, в основном переписывая молитвенные тексты и библейские истории. Они, безусловно, следовали христианским канонам, но при этом тщательно выписанные миниатюры в манускриптах предназначались взору образованных людей, обычно принадлежавших к высшей знати или верхушке клира.

Византия

После падения Западной Римской империи (это длилось более 300 лет, но финальный акт состоялся в 476 году) восточная ее часть — Византия — не пострадала. Термин «византийский» стали использовать для описания географического региона Восточной Римской империи и определенных стилистических черт, характерных для христианского искусства, которое с того времени развивалось в данной части Европы.

Иконы

Одним из наиболее значимых элементов византийского искусства была икона — изображение фигуры Христа, Богородицы или святого. Иконы разного размера, как средство помощи в молитве, размещались в церквях и частных домах. В иконах не было никакой реалистичности, но люди благоговели перед ними, считая, что икона являет святость изображенной на ней фигуры.

Богоматерь Оранта — распространенный христианский образ молящейся Девы Марии. Выполненная в XI веке в Софийском соборе Киева, мозаика представляет Богородицу с молитвенно воздетыми руками. Платок у нее на поясе предназначен для утирания слез тех, кто обратился к ней за помощью.

Изображение фигуры Христа
Изображение фигуры Христа
Богоматерь Оранта
Богоматерь Оранта



Поделиться ссылкой