Искусство возрождения: воплощенная человечность

Возрождением, или Ренессансом, называют период развития европейской культуры с начала XV до конца XVI века. Как возникло это название? В то время повысился интерес к античной культуре — происходило ее «возрождение». В эту эпоху бурно развивалась наука, по-иному стал оцениваться и человек — уже не как слабое и грешное, а в первую очередь как самое прекрасное творение Бога.

Проторенессанс

Период Предвозрождения, или Проторенессанса, который условно датируют концом XIII — первой половиной XIV века, нельзя отнести ни к «темному» Средневековью, ни к Возрождению с его идеалами. Именно к этому периоду относится наследие двух великих итальянских творцов — поэта Данте и художника Джотто.

Мастера Проторенессанса еще не полностью отказались от прошлого — они оставались верны многим художественным принципам Средневековья. В то же время они делали шаг в будущее — воплощали художественные идеи и приемы, которые впоследствии повлияли на всю культуру эпохи Возрождения: свойственное Античности восхищение красотой человека, гармоничное сочетание телесного и духовного.

«Живописец, бессмысленно срисовывающий… подобен зеркалу, которое отражает… предметы, не обладая знанием их». Леонардо да Винчи

Новатор Донателло и великолепный Боттичелли

Один из самых выдающихся деятелей раннего Возрождения — скульптор Донателло (Донатоди Никколоди Бетто Барди, ок. 1386–1466). Он возродил жанр портретного бюста, практически забытый в Средние века. В его работах сочетались античная гармония и яркий реализм. Среди самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида, ныне выставленная в Национальном музее Флоренции, и конный монумент кондотьера Гаттамелаты в Падуе.

Художника Сандро Боттичелли (Алессандроди Мариано Филиппепи, 1445–1510) называют вторым после Донателло отцом раннего Возрождения. Одно из самых известных полотен — «Рождение Венеры». Благодаря своим прекрасным картинам он быстро стал известным, что помогало ему привлекать клиентов среди именитых горожан и по их заказу создавать шедевры. Именно так для богача Гаспаредель Ламы была написана одна из самых известных картин Боттичелли — «Поклонение волхвов».

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486) В этой картине соединились чувственная красота и духовная утонченность

В 1490 году художник попал под влияние монаха Джироламо Савонаролы, яростно призывавшего сограждан отказаться от грешной жизни во всех ее проявлениях. По легенде, Боттичелли даже согласился уничтожить несколько своих картин. С тех пор он начал творить в строгом аскетичном стиле, утратил популярность и умер в бедности, всеми забытый. (Савонаролу, правда, казнили раньше.)

«Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» (Микеланджело)

Высокое возрождение: интеллект, гармония, мощь

Гениального творца Леонардо да Винчи (1452–1519) часто называют homouniversalе — «человек универсальный». Скульптор и живописец, архитектор и музыкант, изобретатель и писатель, математик и анатом, он оставил потомкам множество рисунков, набросков, чертежей. Он как будто спешил поделиться ими с человечеством, не доводя многое из начатого до конца или передавая ученикам.

Ни одна картина в мире не удостоилась такого внимания, как самая знаменитая работа Леонардо — «Мона Лиза» («Джоконда»). В ней искали зашифрованные тайные письмена, высказывали предположения о том, чей это портрет на самом деле (не исключая и того, что на картине изображен сам Леонардо).

Портрет женщины с загадочной улыбкой считали наделенным колдовской силой. Его похищали, многократно подделывали, а в наше время нещадно тиражируют на буклетах, вывесках и этикетках. Все это, однако, нисколько не опошлило шедевр. «Мона Лиза» все с тем же спокойным и чуть отстраненным выражением лица взирает на зрителей — и производит все то же необъяснимое впечатление, что и пять веков назад.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») (нач. XVI в.) Эта картина стала символом эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») (нач. XVI в.) Эта картина стала символом эпохи Возрождения

Современник Леонардо, Рафаэль Санти (1483–1520), проживший всего 37 лет, создал не один десяток шедевров в самых разных жанрах искусства. Он был и живописцем, и архитектором, и скульптором-монументалистом. Но более всего, конечно, он известен своими «мадоннами» — изображениями Богоматери, которых написал великое множество. Полотна Рафаэля — это воплощение соразмерности, уравновешенности и чистоты стиля, жизнеутверждающий идеал красоты.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»(1513) Истинно божественным творением называли эту картину…
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513) Истинно божественным творением называли эту картину…
«И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке…» Микеланджело

Еще один гениальный современник Леонардо — Микеланджело — за свою долгую жизнь (1475–1564) успел побывать ваятелем, архитектором, живописцем и поэтом. Одна из самых известных его работ — пятиметровая статуя Давида. Если Давид Донателло соответствовал ветхозаветному образу (это стройный юноша, почти подросток), то Давид Микеланджело — могучий титан, воплощение мужественной красоты и мощи.

«Микеланджело был способен воплотить все добро и все зло человечества в одной-единственной фигуре». Ф. Милле

Позднее возрождение, маньеризм и северное возрождение

К Позднему Возрождению обычно относят искусство Италии 1540-х — начала 1600-х годов. Однако выявить что-то общее в царившем тогда разнообразии стилей и направлений весьма затруднительно. В числе самых заметных фигур Позднего Возрождения — художники Тициан и Корреджо и архитектор Палладио.

Тициан «Любовь небесная и Любовь земная» (1514) Симфония цвета и красоты
Тициан «Любовь небесная и Любовь земная» (1514) Симфония цвета и красоты

Отдельным направлением этого периода многие искусствоведы считают маньеризм (от итал. «манера»). Художники-маньеристы, в том числе Франческо Пармиджанино, Джорджо Вазари, Джулио Романо, внешне по-прежнему ориентировались на идеалы античности. При этом сюжеты их картин становились все более напряженными и сложными, а цветовая палитра — более яркой, броской. Возможно, на душевном настрое этих художников отразились многочисленные политические кризисы (в Италии тогда различные династии боролись за власть). Впрочем, некоторые историки искусства вообще не признают маньеризм отдельным направлением, называя его ранней формой барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции называют Северным Возрождением. Изобразительное искусство развивалось здесь самостоятельно, вплоть до XV века почти не имея связи с итальянским Возрождением.

Один из самых известных деятелей эпохи маньеризма — скульптор, живописец, музыкант и писатель Бенвенуто Челлини (1500–1571)

В живописи «северян» гораздо дольше сохранялись средневековые черты (условность, статичность), сильно было влияние готики, меньше интерес к античному наследию, познанию человеческой анатомии.

Среди выдающихся представителей Северного Возрождения — художники Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший.

_
Ганс Гольбейн Младший «Портрет Генриха VIII» (1540): сочетание тончайшей техники и подлинного психологизма

Поделиться ссылкой