«Что представляет собой киноискусство без людей, которые являются его творцами?»
Жан Эпштейн
Есть люди, которые делают кино, и люди, которые его смотрят. Публика и создатели, как сообщающиеся сосуды, влияют друг на друга. Можно бесконечно говорить о кино, но все же время расставляет все на свои места,— есть новаторы, ученики, последователи, несправедливо забытые и парадоксально популярные. Фильмы и люди, которые их создают, занимают свое место в этой системе координат. Но только после того как публика, в числе которой и люди с ведрами попкорна, и критики с блокнотиками, согласно своим вкусам выскажет мнение.
По большому счету, кинематограф — это вечные выборы, где вместо урны для голосования — окошко кассы кинотеатра. Публика требует зрелищ, поэтому продавать ей нужно то, что она хочет. В дотелевизионную эпоху в кинотеатр ходили семьями, поэтому и ленты должны были быть соответствующими. Их задачей было понравиться всем. Это как в «Бриллиантовой руке»: «детям мороженое, его бабе — цветы». Звезды были соответствующие: мужчинам нравились женщины, в которых было «нечто» — так раньше называли сексуальность. Хотя для понимания реалий «старого» кино стоит отметить, что сцена из фильма «Гильда» (Чарльз Видор, 1946 г.), в которой Рита Хейворт снимает перчатку, воспринималась как невероятно откровенный эпизод со стриптизом. Дети были в восторге от животных вроде Лесси («Лесси возвращается домой» Фреда Уилкокса, 1943 г.) и совсем юных звезд. Среди последних трудно представить себе кого-то, кто был бы столь популярен в детстве, как Ширли Темпл. Ну а о женщинах и говорить не стоит: им всегда нужна любовь, и с годами это не меняется. Рыдания аудитории под одну и ту же фразу «У тебя замечательная жена, Хаббл» были одинаковыми как во время просмотра картины «Какими мы были» 1973 года, так и при трансляции сериала «Секс в большом городе» (2-й сезон, 1999 г.), где главная героиня цитирует эти слова в самый подходящий момент.
Деление по категориям во многом определяет судьбу фильма и сегодня. Кассовые сборы — это не игрушки. Нужно считаться с теми, кто покупает билеты. Без преувеличения можно сказать, что на данный момент подавляющее большинство зрителей — это подростки. И возрастной ценз играет немаловажную роль в продвижении фильма. За небольшие сомнительные сцены картина может получить не ту категорию, что ожидалась, и это фатально повлияет на успех и бокс-офис. Можно заметить, что даже самый большой ханжа с трудом найдет в современных фильмах, рассчитанных на широкую аудиторию, хоть какие-то изъяны. Если раньше постельные сцены напалмом сжигали зрителей с первых же минут, то теперь без всякого Кодекса Хейса можно водить в кино монашек и не беспокоиться о последствиях. Вектор развития — это экшн, и желательно без поцелуев. Марлон Брандо, положите сливочное масло в холодильник, сейчас за это никто платить не будет («Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, 1972 г.).
«Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих» (Лев Токмаков, художник-иллюстратор)
Сказанное выше не означает, что кино как искусство плохо себя чувствует. Люди и фильмы по-прежнему обретают статус «самых». Не всегда самых первых, ведь до сих пор не прекращаются споры о том, что новаторов больше нет. Четырьмя главными новаторами в мире кинематографа можно считать Дэвида Гриффита за кино как искусство, Дзигу Вертова за основы документалистики, Орсона Уэллса за доведение нового языка кино до идеала и Алена Рене за то, что он изменил представления о том, каким должно быть повествование, в своей ленте «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Но кино — это не точная наука, это сфера искусства с субъективными оценками. Время покажет, встанет ли в ряд новаторов еще кто-то.
Оставить свой след в искусстве хочет каждый деятель кино. Кто-то воспринимает это как возвышенную цель, а кто-то может процитировать финальную фразу из фильма «Адвокат дьявола» (Тэйлор Хэкфорд, 1997 г.): «Определенно, тщеславие — мой самый любимый из грехов». В любом случае, ученики и последователи великих мастеров строят новый мир на фундаменте первопроходцев. И это не значит, что новое кино хуже прежнего. Оно тоже становится самым, но уже в соответствии со своим временем.