Когда Ингрид Бергман появляется на экране и говорит: «Привет!» — все удивляются: кто написал этот замечательный диалог?
Лео Маккэри
Безусловно, огромная работа по утверждению Голливуда как центра американской и даже мировой киноиндустрии дала свои результаты. Голливуд стал растиражированным брендом, и звезды Америки часто сверкают ярче, чем другие. Но этому предшествовала долгая работа. Голливуд был не первым в мире местом, где научились снимать кино. Но правильное ведение бизнеса, сочетающееся с построением бренда, в течение последних ста лет сделало эту студию номером один в мире.
В период Первой мировой войны производство кино во многих странах почти прекратилось. Кризис европейского кино позволил Голливуду стать кинематографической столицей мира. Даже в период Великой депрессии и Второй мировой войны студии держались. Ведь кризисы приходят и уходят, а люди будут ходить в кино всегда.
Кинематограф всегда был средством для поднятия духа нации. Но не во всех странах это понимали. Речь не идет даже о государственной поддержке. В некоторых случаях киноматериалы, содержащие определенные вещества, конфисковывались для нужд военной промышленности.
И вот, пока студии мира дожидались мира над головой, в США снимали фильмы, много фильмов. Сейчас будет уже ошибкой приравнивать понятия «Голливуд» и «американское кино», потому что существует также и независимое американское кино. Но в данном случае мы говорим о кинокомпаниях с большой историей, а все они расцвели именно под ясным небом Лос-Анджелеса.
«Людям нужно на что-то глазеть, и Голливуд — единственное королевское семейство, которым располагает Америка» (Бетт Дэвис)
Голливуд научился делать звезд и создавать иконы. Слово «самый» часто используется в текстах о «фабрике грез». Самый первый, самый дорогой, самый известный и еще много разнообразных «самых». Классический Голливуд строится на «конвейере звезд». Начало этому положил Карл Леммле. Безымянные актеры с легкой руки Леммле получили свое место в титрах и впоследствии — под солнцем. Первый же опыт продюсера представил миру кинозвезду — Флоренс Лоуренс. Дайте зрителям скандалы, приукрашенные биографии актеров и возможность посмотреть на то, как снимается кино на экскурсиях, и это подсматривание в замочную скважину создаст целую индустрию. В романе о Карле Леммле он был назван «торговцем грезами». Стоит отметить, что, как и он, его последователи весьма успешно до сих пор торгуют мечтами.
Уже немое кино имело свои иконы: Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд были наиболее высокооплачиваемыми актерами мира. Именно Пикфорд познакомила Лиллиан Гиш и ее сестру Дороти с Дэвидом Гриффитом, звездой фильмов которого стала Лиллиан.
Привычные сегодня образы кто-то создавал впервые. Уже в 1910-х Теда Бара считалась первой женщиной-вамп, секс-символом тех времен. Чарльз Огл вписал свое имя в историю кино, став первым кинозлодеем в роли доктора Франкенштейна в 1910 году. Первым комикам Бастеру Китону, Чарли Чаплину и Гарольду Ллойду удавалось делать смешными фильмы без звука. Впрочем, появление звука расширило границы кинематографа и представило новые образы, ведь если раньше актеры со всего мира снимались в «немом» Голливуде, то появившийся вместе со звуком, например, акцент разнообразил возможные амплуа актеров.
Первый секс-символ среди актеров-мужчин появился в Голливуде в 1921 году после выхода фильма «Четыре всадника Апокалипсиса» режиссера Рекса Ингрэма. Рудольф Валентино, снявшийся в главной роли, прослыл главным сердцеедом страны, окруженный шумихой, женщинами, судами и самоубийствами поклонниц. По слухам, Бенито Муссолини прислал на похороны 31-летнего Валентино почетный караул. Даже спустя 30 лет после смерти актера новость о том, что впервые на его могилу не пришла ни одна поклонница, транслировалась во многих СМИ.
Грета Гарбо, Кларк Гейбл, Марлен Дитрих, Бетт Дэвис, Марлон Брандо, Кэтрин Хепберн, Вивьен Ли — список золотых звезд Голливуда можно продолжать долго. Без ложной скромности слово «самый» можно использовать по отношению ко всем тем, кто сделал кинематограф таким, каким мы его знаем сейчас.
Знак Голливуда — огромная белая надпись «HOLLYWOOD» на склоне горы Маунт Ли известна даже тем, кто никогда даже не бывал в Штатах. На самом деле памятником надпись стала случайно. Она была установлена в 1923 году в качестве рекламы новых жилых кварталов HOLLYWOODLAND, расположенных неподалеку. Вместо ожидаемых полутора лет рекламы знак стоит до сих пор. С надписью связано множество событий, в том числе и трагических. В 1940-х буквы высотой почти 15 метров начали разрушаться. После ремонта в 1949 году буквы «LAND» демонтировали, оставив фирменную надпись. Рок-музыкант Элис Купер начал общественную кампанию по восстановлению разваливающегося символа, и благодаря девяти спонсорам, каждый из которых пожертвовал по 27 777 долларов, знак полностью заменили. Открытие новой надписи, созданной к 75-й годовщине Голливуда, смотрели в прямом эфире 60 миллионов зрителей. Создание бренда — кропотливый труд. Поэтому каждый прижившийся символ Голливуда всегда окружен вниманием и историями.
В каждом ресторане есть шеф-повар и его команда. Но никакой готовки не получится, если поставщик продуктов не сделает свое дело. Для красивого блюда нужны ингредиенты, а для отличного кино — актеры. С давних времен звезды Голливуда ведут дела через своих агентов. Главный поставщик звезд в Голливуде — агентство CAA (Creative Artists Agency). Но есть и другие компании, и частные агенты.
Оставаясь за кадром, агенты, влиятельные и не очень, ведут дела за процент от сделок. Работать с известными и «раскрученными» голливудскими звездами приятно и выгодно, но задача агентов — не просто договариваться. Настоящим прорывом для таких «золотоискателей» может стать подающий надежды самородок, имеющий шансы стать звездой. Найти талант сложнее, чем заключить контракт с селебрити или переманить знаменитость в свое агентство. Агенты занимаются не только контрактами актеров: режиссеры, сценаристы, писатели и спортсмены готовы отдать часть гонорара за хороший контракт.