История кинотеатров

«Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино.»
Роман Полански

Даже сейчас, обладая огромными телевизорами и практически неограниченным доступом к информации, люди по-прежнему ходят в кинотеатры. Цветастые афиши, контролеры в жилетках, шуршание в зале и парочки на последнем ряду — все это и многое другое создает ту волшебную, попахивающую попкорном атмосферу, которой не может быть за пределами кинотеатров. Мы грустим в зале под всхлипывания незнакомых соседей на мелодрамах и смеемся вместе с ними над одними и теми же шутками во время комедий, потому что ничто не может нарушить наше желание почувствовать общность с публикой. Мы находимся в гостях у кино, потому что оно живет не между телевизионными рекламными паузами и не в пиратских копиях на сайтах, спонсируемых сомнительными казино. Кино живет здесь, в темных залах, тихонько засыпая в одном из кресел тогда, когда луч проектора гаснет между сеансами.

Лондонский кинотеатр BFI Imax Cinema может похвастаться огромным экраном
Лондонский кинотеатр BFI Imax Cinema может похвастаться огромным экраном

Первые коммерческие показы

В первое время кино воспринималось как аттракцион и привлекало внимание публики. Даже до изобретения братьев Люмьер уже существовали залы с «кинетоскопом» Эдисона. 14 апреля 1894 года был открыт «Кинетоскоп Парлор» — зал, в который выстраивались очереди. Десяти «кинетоскопов» было недостаточно, потому что за движущимся изображением мог наблюдать только один зритель.

Автокинотеатры
Автокинотеатры (Drive-in) представляют собой большую парковочную площадку, на которой установлен экран. Зрители смотрят фильмы, сидя в машине

Но от восприятия кино как аттракциона до формирования кинематографа как искусства прошло много времени. В конце XIX и начале XX века полуярмарочное развлечение организовывалось в основном в цирках или становилось частью шоу. Именно в этот период можно было не задумываться о комфорте и сюжете картин: зрителям было достаточно удивления, вызванного техническим чудом.

Первые кинотеатры

Первое специальное помещение для показа кинофильмов было открыто в 1905 году Гарри Дейвисом и Джоном П. Хэррисом в Питтсбурге. Они переделали пустовавшее помещение магазина под кинотеатр и брали за вход пять центов (так называемый «никель»). За три года после этого в США были открыты уже пять тысяч таких кинотеатров-никельодеонов.

Но на одном технологическом чуде далеко не уедешь, а публика хочет, чтобы ее все время удивляли. Смотреть простые короткие фильмы можно в любых условиях. Но с усложнением содержания картин и их длительности было необходимо создавать и условия для просмотров. Так на смену аскетичным никельодеонам начали приходить большие «дворцы» с премиальным оформлением.

Электротеатр
«Электротеатрами» в России называли первые стационарные кинотеатры. Сам кинематограф поначалу — «Живой фотографией». Первый постоянный кинотеатр в России открылся в мае 1896 года на Невском проспекте в Санкт-Петербурге

Деньги решают все

Американский подход к прокату кино в кинотеатрах можно считать самым успешным в мире. Киностудии Fox, Loew- MGM, Paramount, RCA и Warner Brothers имели собственные сети кинотеатров. Это приводило к монополизации рынка. Но в 1948 году громкий суд «Народ США против студии MGM» ознаменовал крах американской студийной системы. Теперь киностудии не могли владеть кинотеатрами или заставлять владельцев подписывать с ними эксклюзивные контракты.

аллея славы
На площадке перед театром Граумана в Лос-Анджелесе расположена аллея славы. Отпечатки рук и ног звезд начали появляться на ней после того, как звезда немого кино Норма Толмадж случайно наступила на влажный цемент возле театра. Сейчас на тротуаре можно увидеть отпечатки рук и ног Чарли Чаплина, Мэрилин Монро, Джонни Деппа, Аль Пачино, Робина Уильямса, Роберта Де Ниро и многих других

Но законы меняются не сразу во всем мире, и киностудии Голливуда в середине XX века начали скупать европейские кинотеатры для показа своих фильмов.

Из конца в начало

Просмотр перед началом фильма рекламных роликов с анонсами предстоящих премьер — непременный атрибут посещения современного кинотеатра. Но мало кто знает, что на заре кинематографа, в 1912 году, такие ролики показывали не до сеанса, а после. Поэтому они и называются трейлерами, от английского глагола to trail — следовать, идти по следу. Однако вскоре выяснилось, что большинство зрителей предпочитают покидать зал сразу после фильма и анонсов не досматривают. Трейлеры перенесли в начало сеанса, но слово уже успело прижиться.

Современный подход к походу в кинотеатр

Привлечь зрителя в кинотеатр сейчас намного труднее, чем раньше. Высокая конкуренция и то, что зрителей все труднее привлечь в зал, приводит к постоянной «гонке вооружений», идущей между кинотеатрами. Пиарщики, реклама, премьеры и мероприятия со звездами, удобные кресла и, конечно, качественное изображение, и звук — это необходимый минимум. Иногда людей удается привлечь интересной концепцией: все больше открывается залов не для массового просмотра — с диванчиками, ресторанным обслуживанием и прочими приятными бонусами. Все чаще возвращаются к старым добрым форматам типа автокинотеатров (Drive-in) или сеансов под открытым небом.

промо мультфильма о миньонах на здании кинотеатра Cinerama Dome на бульваре Сансет в Голливуде
2015 год, промо мультфильма о миньонах на здании кинотеатра Cinerama Dome на бульваре Сансет в Голливуде

Сейчас редко можно встретить кинотеатр с одним залом. Зачем показывать один фильм, если можно показать сразу несколько? Такие комплексы с числом залов до 12 называются мультиплексами, а с более чем 12 залами — мегаплексами.

Кинотеатры не так много зарабатывают на продаже билетов, как хотели бы. Именно поэтому «соль и сахар» в виде попкорна и сладкой газировки всегда продаются с огромной наценкой. Именно бары приносят большую часть дохода кинотеатрам.

Китайский театр TCL в Голливуде
Китайский театр TCL в Голливуде — один из самых узнаваемых символов «фабрики грез»

Необычные кинотеатры мира

 Кинотеатр IMAX DOME (Тихуана, Мексика)
Кинотеатр IMAX DOME (Тихуана, Мексика)

Зал для просмотра кинофильмов оборудован на кладбище Hollywood Forever Cemetery в Лос-Анджелесе, где похоронены многие известные актеры. Сеансы идут по выходным, а в канун Хэллоуина организован специальный показ.

В Лондоне работает кинотеатр Rooftop Film Club, в котором фильмы демонстрируются на крыше.

Эффект полного присутствия предлагают кинотеатры 4, 7, 10- и даже 12D: зритель чувствует брызги дождя, дрожь земли, падение с высоты, видит вспышки молний и настоящий дым, может потрогать снежинки или мыльные пузыри — все по сюжету фильма

В IMAX-кинотеатре OmniTheatre (Сингапур) зал оборудован самыми современными стереосистемами, а зрители почти лежат напротив экрана высотой с пятиэтажный дом. Все это обеспечивает стопроцентное погружение в атмосферу фильмов.

 Планетарий и кинотеатр «Полушарие» в Валенсии (Испания)
Планетарий и кинотеатр «Полушарие» в Валенсии (Испания)

Необычные закрытые вечеринки Secrets Cinema регулярно проходят в Лондоне. Купив билет на сайте, зритель получает инструкцию, где и когда состоится просмотр нового фильма и в каком виде туда следует явиться. Для каждого фильма изобретается свой тематический антураж. Например, на сеанс «Охотников за привидениями» нужно было приносить с собой разнообразные ловушки для нечисти.

Кино с запахом

Каких только экспериментов за годы своего существования не знал кинематограф! Так, в 1960 году для проката фильма «Запах тайны» в нескольких кинотеатрах оборудовали специальную систему SmellO-Vision. К зрительским местам были подведены трубки, из которых через определенные временные интервалы поступал воздух с запахами. Широко, однако, эта технология не распространилась. Должно быть, не всем зрителям понравилось «нюхать» фильмы.




Поделиться ссылкой