Критика кино

«Попкорн — единственная область кинопромышленности, в которой хороший вкус все еще что-то значит.»
Майк Барфилд

Каждый, кто хоть раз бывал в кино, уже считает себя крупным специалистом в области кинокритики. С появлением Интернета представление людей об оценке фильмов изменилось. Высказать свое впечатление во всеуслышание может даже тот, кто даже не смотрел фильм. Тем не менее критика — совершенно особая деятельность, которая при правильном подходе приводит к ошеломляющим результатам.

Зачем нужно кино

Кино не стоит делить на плохое и хорошее. Все зависит от задач, которые ставит перед собой человек, садящийся в кресло кинотеатра или нажимающий на кнопку «play». Это практический подход, при котором соответствие фильма поставленной задаче в тот или иной момент определит отношение конкретного зрителя к картине. Если хочется посмеяться, а на экране тяжелая драма, вряд ли можно ощутить счастье. Если же, напротив, лимит слез нужно обнулить, веселье станет причиной разочарования. Но это не значит, что к фильмам нужно, как к лекарствам, прилагать инструкцию или список противопоказаний. Потому что существуют великие фильмы, которые делают кинематограф настоящим искусством.

Вне зависимости от темы и сюжета, их нужно смотреть. Такие картины можно сравнить с обязательной школьной программой по литературе. Это фундамент, на котором строится все остальное. Это эмоции, которые необходимо испытать. Шедевры мирового кино — своего рода хрестоматийная литература. Даже если вы любите произведения молодых подающих надежды писателей, прочтение «Войны и мира» никто не отменял.

В 1909 году газета «Нью-Йорк Таймс» напечатала первую в истории рецензию на фильм. Это была картина Дэвида Гриффита «Pippa Passes»

Кинокритики

Тодд Маккарти
Тодд Маккарти — один из самых известных кинокритиков мира. Ради его рецензий в журнале «Variety» стоит выучить английский язык. Как, впрочем, и для просмотра его документальной ленты «Visions of Light» об искусстве кино

Профессиональных кинокритиков не так много, как кажется. В России эта работа не столь престижна, как за границей. У нас нет критиков, после прочтения рецензий, которых миллион зрителей отправится на следующий день в кинотеатр. Академический подход, основанный на киноведении, истории и теории кино как искусства, интересует в первую очередь профессионалов. Массовый читатель рецензий просто выбирает, что посмотреть, а что — нет. Опираясь на посредственную и сомнительную статистику в виде страниц в Википедии, мы можем сделать вывод о том, что в XIX веке было 19 кинокритиков, а в XX — пара сотен во всем мире. И лишь единицы из них обладали реальной властью в виде трибуны (чаще всего — газеты), с которой им разрешено было озвучивать решительно все. Например, так можно сказать о Полин Кейл и Роджере Эберте. Последний мог опубликовать рецензию на фильм, включающую следующую фразу: «Однажды мне делали колоноскопию и позволили смотреть на монитор. Это было куда интереснее».

Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Питер Богданович, Пол Шрейдер и Вим Вендерс начинали свою карьеру в роли кинокритиков, и только после этого стали режиссерами

IMDb

www.imdb.com

Рейтинг фильма — один из основных критериев, на который опираются люди, ищущие кино для просмотра. Ресурс IMDb можно назвать наиболее известной и популярной базой данных о фильмах. На сайте представлены около четырех миллионов картин. И у каждой из них есть рейтинг, который формируется на основе оценок зарегистрированных пользователей. Самый главный список — это 250 лучших фильмов по версии IMDb. Долгое время первое место занимал «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, но со временем его обогнал «Побег из Шоушенка». Вряд ли в ближайшие годы ситуация сильно изменится. Но возглавить список худших фильмов, который, к слову, на сайте также можно найти, есть шансы у многих режиссеров.

Metacritic

www.metacritic.com

«Метакритик» представляет собой сайт-агрегатор. Оценка каждого фильма производится на основе рецензий, опубликованных в прессе. Средний балл высчитывается на основе оценок кинокритиков различных изданий и иногда достигает 100 баллов из 100. Также здесь могут высказываться и пользователи, но их обзоры не являются приоритетными и зачастую сильно отличаются от профессиональных.

На Metacritic, как и у IMDb, существует список лучших фильмов. Здесь «Крестный отец» не сдает позиции уже много лет. Почетный список худших фильмов здесь также существует, хотя и привлекает меньше внимания, чем основной.

Rottentomatoes

www.rottentomatoes.com

Rotten Tomatoesсвоим названием (в переводе — «гнилые помидоры») как бы намекает нам на то, что пощады не стоит ждать никому. Гнилыми помидорами было принято кидаться в непонравившихся артистов на сцене. Фильмы делятся здесь на «свежие» и «гнилые». И за «особо выдающиеся» заслуги можно попасть в список худших из худших. Критиками на сайте выступают те пользователи, которые получили утверждение администрации ресурса. Изучение деятельности Rotten Tomatoes чаще всего приводит к выводу: у картин, признанных «свежими», кассовые сборы больше, чем у тех, кого сочли «гнилыми».

Лидирующие позиции здесь меняются чаще, чем на других ресурсах. Особенно это касается совсем не новых фильмов, со временем поднимающихся вверх в рейтинге. На момент написания статьи первое место занял «Волшебник страны Оз» 1939 года, второе — «Гражданин Кейн» 1941 года и третье — «Третий человек» 1949 года.

«Кинопоиск»

www.kinopoisk.ru

«Наш ответ Чемберлену» — российский ресурс «Кинопоиск».

Русский рейтинг фильмов в данном интернет-проекте складывается из оценок зарегистрированных пользователей. При этом в описании каждого фильма обычно существуют две оценки — рейтинг« Кинопоиска» и ссылка на рейтинг IMDb. Лучшим фильмом с рейтингом больше 9 по 10-балльной шкале является «Побег из Шоушенка». Лучшим фильмом категории «Россия+СССР»— «Иван Васильевич меняет профессию».

«Критик — человек, способный пойти на все. Даже на заведомо плохой фильм» (Виктор Матизен)

Цензура

Цензура — такое же закономерное явление для кино, как и для других видов искусства. Самым главным историческим документом, регулирующим кинопроизводство, но при этом не связанным с идеологией, стал Кодекс Хейса. В 1920-е Голливуд сотрясали скандалы: шантаж, наркотики, разврат. Уильям Хейс, на тот момент глава Организации американских кинопродюсеров и прокатчиков, пообещал навести порядок в «гнезде разврата». Кодекс Хейса, вышедший в 1930-х, требовал, чтобы моральные устои не высмеивались, а зло не вызывало симпатии. «Визу» от бюро Хейса получали не все снятые картины. Финальную точку в изменении вектора развития кино поставил Микеланджело Антониони, показавший на Каннском фестивале совсем не выхолощенное «Фотоувеличение», снятое на английском языке при участии MGM.

Эндрю Саррис
Кинокритика может быть профессией, и гораздо более всеобъемлющей, чем колонка в газете. Эндрю Саррис — легенда области — не только много лет писал рецензии для нью-йоркского еженедельника «Village Voice». Он стал профессором Колумбийского университета и одним из соучредителей американского Национального общества кинокритиков



Поделиться ссылкой