Петропавловская крепость (Петропавловский Порт; г. Петропавловск-Камчатский, Камчатская обл.)

Город Петропавловск расположен на восточном побережье полуострова Камчатка, на берегах Авачинской губы Тихого океана, по склонам Мишенной, Петровской и Никольской сопок, в 11 900 км к востоку от Москвы.

Герб города Петропавловского Порта был утвержден 26 апреля 1913 г.
Герб города Петропавловского Порта был утвержден 26 апреля 1913 г. Он был составлен на основе существовавшего с 1851 г. герба Камчатской области и отличался только деталями обрамления и расцветкой. Он представляет собой геральдический щит французской формы серебряного цвета. В центральной части щита изображены три красные сопки, с исходящим из них пламенем. Щит украшен золотой трехзубцовой башенной короной. За щитом находятся два скрещенных золотых якоря, соединенных Александровской лентой

Был основан на месте камчадальского селения Аушин. В 1740 г. здесь остановилась на зимовку Вторая Камчатская экспедиция (1733—1743) В.И. Беринга и А.И. Чирикова. Участники экспедиции соорудили на месте поселения Петропавловский острог, сочтя это место самым подходящим для создания базы освоения новооткрытых земель. Названия кораблей экспедиции — «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел» — дали острогу название. К началу XIX в. он стал главным портом на Дальнем Востоке и административно-хозяйственным центром Камчатки. В 1822 г. Петропавловский острог был преобразован в окружной город Петропавловский Порт, который чаще называли просто Петропавловск. В дальнейшем его административный статус неоднократно менялся. Петропавловск был центром Камчатской области (1812—1822, 1849—1858, 1909— 1918), окружным, уездным городом (1856—1909).

Одной из самых ярких страниц истории города стала его оборона в период Крымской войны. Одна из объединенных англо-французских эскадр под командованием контр-адмирала Прайса крейсировала в Тихом океане задолго до объявления войны. А с ее началом она взяла курс на Петропавловск, надеясь одержать легкую победу. В составе флота противника находилось три фрегата («Президент», «Пайкс», «Форт» — 52, 44 и 60 орудий), малый фрегат («Евридика» — 32 орудия), бриг («Облигадо» — 18 орудий) и пароход («Вираго» — 6 орудий). Экипаж судов составлял 2200 человек, кроме того, на борту они несли 500 солдат морской пехоты.

Памятник «Смертельной» батарее А.П. Максутова на Никольской сопке
Памятник «Смертельной» батарее А.П. Максутова на Никольской сопке

К этому времени укрепления города состояли из 7 батарей. Батарея «Сигнальная» была расположена на мысе Сигнальном и имела на вооружении: 3 орудия 36-фунтовых и 2 бомбических 2-пудовых. Батарея «Кошечная» находилась на песчаной косе Кошке и непосредственно прикрывала вход в Петропавловский ковш: 10 орудий 36-фунтовых и 1 орудие 24-фунтовое. Батарея «Перешеечная» — на перешейке между Никольской и Сигнальной сопками: 5 орудий 24-фунтовых. Батарея «Кладбищенская» фланкировала вход в Петропавловский ковш: 3 орудия 24-фунтовых. Батарея «Озерная» прикрывала подступы к городу с севера, со стороны Озерновской косы: 4 орудия 18-фунтовых и 6 орудий 6-фунтовых. Батарея «Противодесантная» на Озерновской косе, в месте примыкания к Никольской сопке, прикрывала участок бухты к северу от города: 5 орудий 24-фунтовых. Еще одна батарея «Портовая» защищала портовые сооружения. Гарнизон Петропавловска по штату на январь 1854 г. должен был иметь 1277 человек, но в действительности такого количества не было. Накануне битвы в Петропавловскую бухту вошли фрегат «Аврора» (44 орудия, экипаж 300 человек), корвет «Оливуца» и военный транспорт «Двина», на котором из устья Амура доставили около 300 солдат.

17 августа 1854 г. англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу. 20 августа основной удар противник сосредоточил на батареях, защищавших вход в гавань. Первой вступила в артиллерийскую дуэль с англо-французской эскадрой батарея «Сигнальная». Она почти два часа сражалась против фрегатов «Президент» и «Форт» и была разрушена до такого состояния, что ее командир в своем рапорте отмечал: «действовать орудиями невозможно». Второй приняла на себя удар «Кладбищенская» батарея. Ее гарнизон сражался с фрегатом «Пайк» и пароходом «Вираго», а после разрушения батареи «Сигнальная» еще и с фрегатами «Президент» и «Форт». Орудия батареи нанесли существенные повреждения судам противника, сама «Кладбищенская» потерь не имела и была оставлена лишь после высадки неприятелем десанта численностью до 600 человек. Дальнейшее продвижение судов противника было остановлено огнем орудий батареи «Кошечная», а его десант был отброшен контрударом сухопутных сил. К концу дня неприятель отвел свои корабли.

Памятник погибшим при героической обороне города в 1854 г.
Памятник погибшим при героической обороне города в 1854 г.

24 августа боевые действия возобновились — трое суток понадобилось англо-французской эскадре, чтобы исправить повреждения, причиненные русскими орудиями, похоронить убитых, разработать новый план нападения. Наступление началось с интенсивного обстрела батареи «Перешеечная». Ее гарнизон сражался против фрегата «Форт», а затем и фрегата «Эвридика», нанес ему повреждения и утопил шлюпку с десантом. Батарея была оставлена только после того, как ее укрепления были полностью разрушены, командир смертельно ранен, а многие из личного состава убиты и ранены. Затем отвагу проявили воины батареи «Противодесантная». Она приняла удар фрегата «Президент» и парохода «Вираго» и нанесла им серьезные повреждения. Была оставлена после того, как ее орудия были уничтожены превосходящим артиллерийским огнем. После этого на побережье высадился десант противника численностью около 700 человек и направился в сторону города. Однако батарея «Озерная» беглым огнем своих пушек остановила колонны неприятеля, нанесла ему потери, заставила повернуть с узкой песчаной отмели на залесенные крутые склоны Никольской сопки, где они встретились с упорным сопротивлением солдат гарнизона города. Не выдержав напора русских бойцов, противник бежал. Подобрав остатки десанта, вражеские корабли отступили, а 27 августа покинули Авачинскую губу.

С окончанием Крымской войны главным русским портом на Дальнем Востоке стал Николаевск-наАмуре, затем, с 1871 г., — Владивосток. Петропавловский порт оказался в стороне от морских торговых маршрутов и стал приходить в упадок и запустение.




Поделиться ссылкой