Свято-Троицкая Сергиева лавра (г. Сергиев Посад, Московская обл.)

Обитель расположена на южном склоне Смоленско-Московской возвышенности, в 70 км к северо-востоку от Москвы. Она была основана в 1345 г. (по другим сведениям — в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизнь идеи нестяжательства и трудолюбия.

Герб Сергиева Посада был разработан под руководством Б. Кене и утвержден 16 марта 1883 г.
Герб Сергиева Посада был разработан под руководством Б. Кене и утвержден 16 марта 1883 г. Он представляет собой геральдический щит французской формы синего цвета. На щите изображены серебряная монастырская стена с лазоревыми (синими, голубыми) швами и закрытыми черными воротами. Над стеной возвышается серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным золотым шестиконечным крестом. По обе стороны башни изображены золотые бердыши. В левом верхнем углу щита размещен фрагмент герба Московской губернии образца 1883 г. — святой великомученик Георгий Победоносец на коне, развернутый влево, поражает копьем желто-зеленого дракона. Щит увенчан красной башенной короной о двух зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой

К середине XIV в. значительное увеличение числа иноков потребовало перестройки всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему монастырь сохранил до наших дней.

Для своего времени монастырь был сильной крепостью с каменной стеной. С юга подходы защищал Подольный монастырь, с запада — пивной двор, обнесенный прочным тыном и имевший тайник (подземный ход в крепость). Речки и пруды, огибавшие монастырь, представляли собой естественные препятствия, затруднявшие организацию осадных работ против восточного и южного фасов крепости.

Купола Троице-Сергиевой лавры
Купола Троице-Сергиевой лавры

Монастырские стены протяженностью около 1,4 км были усилены 12 башнями. Высота стен доходила до 6 м, а тощина составляла 3,5 м. В стене имелось два боевых яруса — нижний для ведения подошвенного боя и верхний. Боевую площадку верхнего боя с внешней стороны ограждал парапет высотой 1,5 м, с узкими щелями стрельниц для поражения противника на дальних подступах к стенам. По верхнему ярусу можно было свободно обойти вокруг всей крепости, что становилось весьма важным во время ее обороны.

Наибольшее испытание на долю монастыря и его защитников выпало в Смутное время. Оборону монастыря можно условно разделить на три основных периода. 1 июня 1608 г. войска Лжедмитрия II расположились лагерем в селе Тушино, захватили и разграбили многие города вокруг столицы и приступили к осаде Москвы, почти полностью блокировав ее. Лишь Троице-Сергиев монастырь не находился в их власти. 23 сентября польские воеводы Я. Сапега и А. Лисовский привели с собой к стенам обители от 10 до 15 тыс. человек. Впрочем, в войсках интервентов преобладала конница, а имевшиеся полевые орудия были бессильны против мощных стен монастыря. Гарнизон крепости в этот период насчитывал около 2,5 тыс. человек, способных держать в руках оружие, и примерно 1 тыс. жителей окрестных деревень.

Вероятно, приверженцы Лжедмитрия II надеялись, что защитники монастыря, подобно другим русским людям, напуганы победами самозванца и сдадут крепость без боя. Но недаром троицкие старцы составляли цвет русского монашества. Им удалось убедить гарнизон крепости и мирян «верно служить царю, который в Москве будет», т. е. служить не конкретному лицу, а государю, признанному страной.

Троице-Сергиева лавра. Святые врата
Троице-Сергиева лавра. Святые врата

29 сентября Сапега предпринял попытку склонить монастырь к сдаче. Защитники крепости ответили категорическим отказом: «Мы приняли писание ваше и оплевали его. Что за польза человеку возлюбить тьму паче света, променять честь на бесчестие, ложь на истину, свободу на рабство...» После безуспешных попыток убедить осажденных 3 октября интервенты открыли огонь из орудий, пытаясь разрушить западный и южный фасы крепостной стены. Вскоре стало очевидно, что обстрел не приносит особого вреда осажденным. После того как выявились прочность крепостных стен и недостаточная мощь огня артиллерии, Сапега и Лисовский решили взорвать участок стен. Для этого от мельницы провели ров к Красным воротам и вывели его на гору против круглой угловой Пятницкой башни. 12 октября из этого рва враги сделали подкоп, чтобы заминировать башню.

Одновременно шла подготовка к штурму крепости. Ночью 13 октября интервенты предприняли первый общий штурм монастыря. Защитники встретили врага дружным и метким огнем из всех орудий и не подпустили его к крепостной стене. Наступающие, неся потери, в беспорядке бежали в свой лагерь. В дальнейшем противник неоднократно возобновлял попытки взять крепость открытым штурмом, но все они легко отражались оборонявшимися. Осажденные также наносили удачные контрудары по противнику: уничтожили подкоп, отбили часть артиллерии и нанесли врагу значительный урон в живой силе. В конце 1608 г. наступил второй период обороны монастыря. Потерпев поражение в боях, интервенты решили взять крепость измором, полностью блокировав ее. Вскоре в Троице подошли к концу запасы пороха, закончились дрова.

Осажденные страдали от стужи, болезней и однообразной пищи. В январе участились заболевания цингой. В феврале 1609 г. в монастыре ежедневно умирало 20—30 человек, в апреле свыше 50 человек. К весне боеспособных (ратных людей и монахов) оставалось менее 500 человек. Такая обстановка способствовала моральному разложению неустойчивой части оборонявшихся. Среди ратных людей и монахов начались пьянство, азартные игры, разврат, ссоры. Между начальствующими лицами возникали вражда, интриги, обвинения в намерениях измены. Дворяне, стрельцы и казаки полагали, что монахи должны щедро оплачивать их службу; иноки же утверждали, что нужно экономить. Камнем преткновения стал вопрос о выдаче спиртного после боя. Посыпались взаимные обвинения. Вскоре дело дошло до открытого столкновения между воеводой Григорием Долгоруким и властями монастыря. Только не прекращавшиеся вылазки поддерживали моральный дух и волю к борьбе. Воеводы писали Шуйскому в Москву, сообщали об обстановке в монастыре, о недостатке продовольствия, пороха и особенно людей, просили помощи. Но только 15 февраля 1609 г. в монастырь через блокадную линию прорвался небольшой отряд казаков. Литовцы схватили 4 казаков, и Лисовский повелел казнить их на виду у монастыря. В ответ воеводы приказали вывести за ограду 20 литовских пленников и 19 казаков и казнить их перед станом Лисовского.

Троице-Сергиева лавра. Пятницкая башня
Троице-Сергиева лавра. Пятницкая башня

С наступлением весны противник вновь перешел к активным действиям. Вечером 27 мая 1609 г. Сапега и Лисовский двинули свое войско к стенам крепости в темноте, «хотяще к стенам градным прийти тайно и ползающе, аки змиа по земли молком, везеху приступные козни: щиты рубленые, и лестницы, и туры, и стенобитные хитрости». Осажденные открыли стрельбу из орудий подошвенного боя, кололи нападавших, когда они по лестницам пытались взобраться на стены, метали в них камни, лили кипяток, смолу и бросали мелкую известь, чтобы засыпать им «скверные очеса». С наступлением дня враг, не добившись успеха, вынужден был отступить, побросав все свои «приступные хитрости». В этот момент воеводы организовали вылазку, уничтожив тех, кто не успел убежать. 30 человек удалось захватить в плен. 28 июня осажденные отразили вторую атаку, а 31 июля 1609 г. гарнизон крепости, насчитывавший к этому дню всего около 200 человек, отразил третий и последний штурм.

Летние бои у Троицкого монастыря позволили правительственным войскам Михаила Скопина-Шуйского и Федора Шереметева перегруппироваться и, опираясь на помощь земского ополчения, перейти в наступление против Лжедмитрия II. 12 января 1610 г. интервенты сняли осаду монастыря и отступили к Дмитрову: «побегоша к Дмитрову никем не гонимы». Так закончилась 16-месячная тяжелая, но упорная, активная и успешная оборона Троице-Сергиева монастыря.

Троице-Сергиева лавра. Колокольня
Троице-Сергиева лавра. Колокольня

Героическая оборона монастыря значительно повысила его авторитет. В XVII в. отмечен рост пожертвований и вкладов, поступавших этой обители. В результате удалось не только в короткие сроки восстановить поврежденные в ходе военных действий строения, но и приступить к возведению новых сооружений. В первую очередь были усовершенствованы оборонительные укрепления — в два раза были наращены высота и толщина стен, составившие соответственно 10—14 м и 6 м. При этом число боевых ярусов увеличилось с двух до трех. Был расширен ров у восточной стороны. Его глубина составила 4 м, а ширина — почти 9 м. Крепость состояла из 12 башен (к настоящему времени сохранилось 11), которые выдавались вперед по отношению к стенам, что должно было обеспечить возможность вести перекрестный огонь в случае приближения неприятелей к крепости. Башни в основном имели по 6 боевых ярусов.

 

Строительство оборонительных сооружений было в основном завершено в середине XVII в., и уже в конце столетия монастырь вновь выступил на первый план в связи с бурными политическими событиями той эпохи. В 1682 г. за стенами крепости укрывались во время стрелецкого бунта десятилетний царь Петр и его ближайшие родственники. Через 7 лет, в момент ожесточенной борьбы с отстранившей его от власти царевной Софьей, он вновь нашел прибежище в его стенах.

В 1744 г. императрица Елизавета Петровна присвоила Троице-Сергиевому монастырю почетное звание лавры. В феврале 1764 г. все вотчины Троице-Сергиевой лавры были переведены под управление государственной Коллегии экономии. В 1782 г. слободам и селам, расположенным в окрестностях монастыря, был присвоен статус посада и название «Сергиевский».

В октябре 1919 г. постановлением советского правительства был образован Сергиевский уезд, и посад получил статус города. Троице-Сергиева лавра при этом была закрыта, а на ее территории был создан музей, что позволило сохранить от гибели значительную часть произведений церковного искусства XV—XX вв. Возрождение обители началось в 1946 г.




Поделиться ссылкой