Ведическая вселенная наполнена великими духами — дэвами. В каждом из них воплощается определенный аспект природы: например, Лг-ни — бог огня, Вайю — бог ветра, Варуна — бог океана. Два великих бога, появившиеся в ранних мифах, — это Вишну и Шива. Первый бог — хранитель, второй бог — разрушитель. У обоих есть свои ревностные почитатели, считающие их богами-демиургами. Существуют также особые традиции почитания богов и легенды о них.
Вишну — предтеча творения, давший рождение творцу Брахме, а затем посетивший вселенную как Нараяна — «возлежащий на Водах Жизни». Он спит на основании вселенной, а подле него — богиня Лакшми. Как только нарушается космическое равновесие, Вишну приобретает облик смертного, чтобы восстановить истинные религиозные учения и защитить праведность.
Его представляют полным милосердия и долготерпения. Его атрибуты — цветок лотоса и морская раковина, которыми он благословляет добро, а также скипетр и дискос — ими он подавляет зло. Его роль справедливого и достойного правителя проявляется в его ипостаси Рамы — об этом рассказывается в «Рамаяне». Вишну в его инкарнации Кришны из эпоса «Махабхарата» берет на себя роль Учителя.
Шива - олицетворение темной стороны божества, силы смерти и разрушения. Он легко впадает в гнев и становится наводящим ужас, его окружают духи и ганы.
Но Шиву легко задобрить, и он благосклонен к своим почитателям, проявляя особую милость к асурам — «неблагочестивым» — это высший класс демонов, противостоящий богам и людям и тем, кто не в ладах с миром.
Проезжая на быке Нанди, он держит в руках маленький барабан, чтобы аккомпанировать своему танцу смерти. На голове у него — полумесяц и символ падающих вод реки Ганг, которые он заключил в своих волосах, чтобы спасти горы от затопления водой и землю от разрушения. Его дом — гора Кайлас в Гималаях, где ему поклоняется особенно много людей. Его фигуры можно также найти на кладбищах, где он изображен посыпающим тело пеплом и сидящем в трансе медитации.
Богиня Ганга - дух реки Ганг и дочь царя гор Химавата. Ее взяли на небо как Млечный Путь и вернули на землю по просьбе царя Бхагираты, чтобы ее принял на свою голову Шива. Поклоняющиеся верят, что она смывает грехи. В этом предании существование реки показано в единстве мифа и реальности, что характерно для мира индийской мифологии, с его тонкой подвижной гранью, разделяющей воображаемое и реальное.