Богослужение инков

Появление на озере Титикака Манко Канак и Мамы Окльо
Появление на озере Титикака Манко Канак и Мамы Окльо. мифологических основателей столицы инков Куско. Реконструкция

Государственной религией инков был культ солнца, мужского предка царского рода инков. Центром религиозного культа являлся храм Кориканча в Куско, поразивший испанских завоевателей своим золотым великолепием. Не только стены храма были облицованы золотом, но, согласно испанскому хронисту Педро де Сьеза де Леону, внутри храма паслись 20 золотых лам со своими детенышами под присмотром золотых пастухов с золотыми рогатками.

Храм Кориканча представляет собой внутренний двор с единым входом и шестью приделами вокруг. В одном из них, посвященном Инти — Солнцу, богато украшенном золотом, поместили его изображение. Другой, отделанный серебром, придел был посвящен Луне, особый придел — богу грома Иллапе. В храме Кориканча также постоянно хранились предметы религиозного культа и сокровища из покоренных провинций.

Обсерватория инков

Храм был не только культовым центром, но и местом, где находились космические часы для отслеживания движения светил и его соотнесения с элементами ландшафта. От ограды храма к линии горизонта лучами расходилась 41 зрительная линия — ceques. Вдоль этих линий помешались 328 уака, или сакральных мест, которые, возможно, символизировали число дней в 12 лунных месяцах. Ceques делили на высшие и низшие в соответствии с четырьмя округами Куско и четырьмя этническими группами, сообразно четырем округам империи. По крайней мере одна из линий, по убеждению инков, соотносилась с движениями Млечного Пути.

Роль предков

С древнейших времен этническая принадлежность андских племен определялась по их предкам. Имя того или иного этноса часто совпадало с именем его отца-основателя. Тела предков составляли священнейшую собственность этнической группы. Андские цивилизации не знали строгого деления на живых и мертвых. Они верили, что мертвые продолжают влиять на здоровье и благополучие своих потомков, и советовались с ними всякий раз, когда им предстояло принять важное решение.

Техника бальзамирования и мумификации появилась на заре андской цивилизации. Ко времени инков мумии считались полуживыми существами, их богато наряжали и помещали в особые склепы. К мумиям умерших инков-правителей относились с особым благоговением, и в церемониях инкского двора подчеркивались их человеческие качества. Утром и вечером им подавали еду и питье, а в праздник мертвых в течение целого дня они участвовали в общественной жизни народа.




Поделиться ссылкой