Борьба за власть в древнегреческих мифах

Мотив борьбы старого и нового начал — один из центральных в древнегреческой мифологии. С момента сотворения мира эти начала противостояли друг другу. Но наиболее ярко и очевидно этот мотив прослеживается в мифах, посвященных рождению Зевса и его борьбе за власть с титанами, гигантами и другими чудовищами. Зевс, пришедший на смену Кроносу так же, как Кронос прежде сменил Урана, олицетворяет новый этап развития древнегреческой религии — возникновение богов, наделенных человеческими чертами.

Рождение Зевса

Кронос, опасаясь за свое могущество, безжалостно проглатывал каждого из детей, ведь ему предсказали гибель от одного из них. Жена Рея послушно приносила ему младенцев, каждый раз ощущая «неизбывное горе», и наконец, материнское сердце не выдержало. Своего очередного ребенка, Зевса, она отправилась рожать подальше от мужа, на остров Крит. Сразу после рождения она спрятала младенца в пещере, а мужу, Кроносу, подсунула завернутый в пеленки камень, который тот и проглотил, ничего не заподозрив.

Зевс между тем быстро рос и мужал. За ним присматривали нимфы Адрастея и Идея, а питался он молоком божественной козы Амалфеи и медом, который приносили ему дикие пчелы. При маленьком Зевсе состояли специальные служители — куреты. Каждый раз, когда младенец плакал, они стучали мечами в щиты, чтобы Кронос не услышал подозрительных звуков и не обнаружил спрятанного сына. Впоследствии куретами называли жрецов в храмах Зевса на Крите.

Зевс
Перед Зевсом Кронос проглотил пятерых детей от Реи — Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Возмужав, Зевс с помощью волшебного зелья заставил отца извергнуть братьев и сестер из своего чрева, дабы они помогли ему в борьбе с титанами
«По преданию, Юпитер был вскормлен на Крите, потому что, как утверждает Саллюстий, известно, что критяне впервые создали религию» (Диодор Сицилийский)

Большинство исследователей античных мифов сходятся во мнении, что Крит не случайно упоминается в мифах как место рождения Зевса, высшего божества греческого пантеона. Это может служить косвенным подтверждением, что именно на Крите по мере развития земледелия и ремесел впервые возникла потребность людей в «богах новой формации», которыми и стали боги-олимпийцы.

Свобода и порядок

Что же символизирует миф о рождении Зевса, почему Кроносу не удается его поглотить? Титан Кронос в данном случае олицетворяет отсутствие продвижения и развития, некую «вещь в себе», от которой ничто новое — дети — не может отделиться и обрести самостоятельное существование. Зевс, таким образом, становится символом всего единичного, свободного, существующего отдельно от своих «прародителей».

С образом Зевса в Античности было связано представление о более справедливом и разумном общественном устройстве — в противовес анархии и беспорядку «доолимпийских» времен. По мнению античного историка и мифолога Диодора, именно Зевс даровал критянам суд, надзирал за наказанием преступников и честно распределял дары среди богов и людей.

Зевс
Античные философы-неоплатоники называли Зевса богом-демиургом, то есть богом-творцом. Они противопоставляли свободное творческое начало, выраженное в образе Громовержца, деспотизму и косности его предшественников — титанов

Борьбу Зевса с гигантами и титанами Диодор толковал как утверждение новых общественных отношений. В этой трактовке также находит свое отражение связь древнегреческой религии с изменением социального строя и образа жизни людей бронзового века.

Титаномахия

В «Теогонии» Гесиода упоминается, что борьба Зевса и других олимпийских богов с титанами длилась десять лет, но исследователи не исключают, что поэт использовал этот срок, подражая Гомеру и его «Илиаде». За эти годы Зевсу удалось освободить своих братьев и сестер из чрева Кроноса, низвергнуть отца в Тартар, нейтрализовать Атланта, взвалив на него небесный свод, а мятежного Прометея приковать к скале, но для решающей победы этого было явно недостаточно. И тогда Зевс по совету Геи освободил из Тартара сторуких великанов и обратился к ним с просьбой выступить на его стороне в битве с титанами. Эти чудовища родились от Урана, а значит, были родственниками титанов. Однако они согласились поддержать новых богов, обосновавшихся на Олимпе. Перешли на их сторону и некоторые титаны. Первыми были Океан и его дочь Стикс — река, текущая в царстве мертвых.

Битва богов и титанов
В произведениях многих античных авторов упоминается поэма «Титаномахия», в которой подробно описывался ход войны с титанами, однако до наших дней это эпическое произведение не дошло. Неизвестен даже автор поэмы. Предположительно, ее написал Евмел Коринфский примерно в начале VII века до нашей эры

Сторукие в мифе — носители тех же титанических сил, против которых они сражаются, олицетворение их материальной, вещественной мощи, которая только и может победить сама себя.

Кроме них, Зевс освободил и других чудовищ — циклопов, которые в благодарность выковали для олимпийцев более совершенное оружие — громы и молнии, с помощью которых те начали разить титанов. Таким образом, победу Зевсу обеспечил своеобразный сплав, союз старого и нового.

В процессе развития мифологического эпоса титаны окончательно превращаются из символа природных сил и стихий в опасных неведомых чудовищ, для борьбы с которыми богам приходится прибегать к помощи героев — наполовину людей, наполовину богов. Горгона Медуза, Ехидна, немейский лев, Химера — всё это порождения титанов.

Гигантомахия

После победы над титанами Зевсу пришлось разбираться еще с одним препятствием на пути к абсолютной власти над миром — гигантами, змееногими человекообразными существами, которые появились из крови оскопленного Урана. Их напустила на Зевса Гея в отместку за низвержение в Тартар ее детей-титанов. Гиганты вознамерились уничтожить богов- олимпийцев, а заодно сними — и весь род человеческий, и принялись забрасывать землю гигантскими камнями, горами, целыми островами и горящими деревьями.

Гиганты
Греки верили, что под горами и островами, которые отличались вулканической активностью, живут гиганты. Вероятно, в мифе о гигантомахии запечатлелись воспоминания людей об особенно сокрушительном и страшном землетрясении или извержении вулкана

В решающей битве богов с гигантами участвовали многие боги-олимпийцы, в том числе Афина, заслужившая титул истребителя гигантов, а также Аполлон, Гера, Гермес, Артемида. Постепенно к ним присоединяются и другие, менее значимые божества — Морфей, Эос, Селена, Геката. Некоторые источники упоминают об участии в этой битве бога Диониса. На одном из изображений гиганта опутывают и побеждают выросшие из земли виноградные лозы.

Ход гигантомахии подробно описывает Аполлодор в «Мифологической библиотеке», о ней упоминают Гомер, Овидий и другие авторы. Сохранилось множество античных памятников изобразительного искусства, посвященных этому событию. Такая популярность гигантомахии во многом была связана с тем, что людям той эпохи гиганты были гораздо ближе и понятнее, чем титаны. Они даже считали, что состоят с гигантами в родстве. В «Теогонии» Гесиода музы радовали «разум великий своему отцу на Олимпе», «племя затем, воспевая людей и могучих гигантов», а в «Метаморфозах» Овидия упоминается о происхождении людей из крови гигантов.

Последняя битва

Однако, прежде чем окончательно утвердиться на Олимпе, богам приходится сразиться еще с одним порождением Геи и Тартара — чудовищем Тифоном со ста змеиными ногами, змеиными языками и огненными глазами, от которых вспыхивает земля и дрожит подземный мир. Поначалу боги отступают перед его мощью и бегут в Египет и даже на Евфрат, но Зевс поражает Тифона молнией, низвергает в Тартар и придавливает горой Этной. Там он и сидит до сих пор, время от времени просыпаясь, извергая пламя и сотрясая земную твердь. Буйство Тифона также ассоциировалось у греков и римлян с извержением вулкана.

Химера. Изображение на блюде IV в. до н. э. Лувр
Химера. Изображение на блюде IV в. до н. э. Лувр

После победы над Тифоном Зевс воцарился на Олимпе и стал править миром. Начался классический, «олимпийский» период древнегреческой мифологии. Богатство ее сюжетов и образов оказало огромное влияние на развитие всей западной культуры.




Поделиться ссылкой