Что такое миф?

От греческого «слово». Обобщающее представление древних людей о том мире, в котором они живут, и тех силах, которые этим миром управляют. Мифы и мифология возникают в первобытный период и являются формой объяснения мира. В мифе соединяется всё, что известно человеку о том или ином явлении. История, расказываемая в мифе о боге, становится историей о явлении, которым бог управляет. Свои мифы и мифология существовали у всех народов, поэтому мифология — одна из древнейших форм духовной культуры человечества.

мифология

Миф возникает в ту эпоху, когда человек ещё не отделяет себя от животных и природы. Поэтому природа очеловечивается, человек приписывает ей свои чувства, сопоставляет с ней человеческие коллективы (семью, род, племя). Такое очеловечивание называют антропоморфизмом. Мышление людей этого периода ещё не готово к анализу, выделению отдельных частей, сравнению. Из-за этого миф, вместо того чтобы объяснять сущность явления или предмета, рассказывает о его происхождении, о том, как предмет был сделан (явление возникло). Кроме того, конкретные предметы в мифах становятся символами других предметов и явлений: сложное кажется легче понимаемым, если его символизирует что-то более простое и хорошо знакомое. Символом солнца могли быть глаз, колесо. Символом радуги у некоторых народов была змея.

Первые мифы были очень простыми: о животных, о происхождении солнца, луны и звёзд. В период перехода от первобытности к цивилизации появляются сложные мифы, объясняющие происхождение мира (космогонические мифы), богов (теогонические мифы) и людей (антропогонические мифы). Несколько позже появляются мифы о смерти, загробоном мире и судьбе. На позднем этапе развития мифологии возникают мифы о гибели мира (эсхатологические мифы).

мифология

Особую часть мифологии составляют мифы о культурных героях, объясняющих происхождение земледелия, ремёсел, общественной организации людей, письменности и других культурных достижений и благ. К мифам о культурных героях близки мифы о братьях-близнецах, в которых один из братьев делает для людей благо, а другой - зло. У народов, тесно связанных с земледелием, возникают календарные мифы, в которых осмысливается годовой цикл земледельческих работ. К циклу календарных мифов примыкают и мифы об умирающем и воскресающем боге. В эпоху складывания государств формируются циклы героических мифов.

События мифа всегда происходят в прошлом, отделённом от человека (или в далёком будущем, если это мифы о конце света), но имеют самое прямое отношение к настоящему. Для человека, жившего в эпоху, когда миф был объяснением мира, содержание мифа было абсолютно реальным. Миф с самого начала был связан с религией, но отождествлять миф и религию нельзя. Миф часто являлся способом объяснения религиозного обряда. Но при этом миф мог забываться, один и тот же обряд могли объяснять разные мифы. По мере развитиия культуры древних народов из мифологии вырастает литература, философия, наука.




Поделиться ссылкой