Девять муз

Музы — греческие богини искусства, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять, и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определенному виду искусства.

Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц.

Статуя предводителя муз — Аполлона
Статуя предводителя муз — Аполлона

Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой. Как богини искусства музы были связаны со своим предводителем — богом Аполлоном. Они веселили богов песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошлого.

Каллиопа — муза патриотизма, жертвенности и эпической поэзии. Изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза пробуждала в человеке чувство жертвенности, стремление преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги. Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать бластво. Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина.

Эвтерпа — муза лирической поэзии. Ее атрибут — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение. Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи под тихое сопровождение арфы Орфея мог часами слушать весь сонм олимпийцев. Могла изображаться в окружении лесных нимф. Согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику. Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато — муза любовной поэзии. В руках у нее лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви. Эрато стала олицетворением борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Она стала создательницей нового направления в музыке Греции — свадебного.

Мельпомена — муза трагедии. Мельпомена не только муза трагедии, о чем свидетельствует скорбная маска в руке. Муза — мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя, по иной версии, матерью сирен была Терпсихора. Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздуха. Две дочери Мельпомены с рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии, их превратил в сирен сам громовержец, по другой — обращение в птиц было делом рук Посейдона Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в театральной мантии, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток пергамента. Мантия на музе в точности отражает дух Греции той эпохи: люди — игрушки в руках богов и лишь принимают участие в их спектакле.

Статуя Мельпомены
Статуя Мельпомены

Талия (Фалия) — муза комедии. Талия ближе всех была к музе трагедии Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились. В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках — символ смеха, однако, по другой версии, она означала примерно то же самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей — лишь лицедейство для богов. Талия была супругой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать своей женой. Однако муза знала Геру, супругу Зевса, и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Терпсихора — муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры — это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, старались слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем. Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не отличалось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике, с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Скульптура Терпсихоры
Скульптура Терпсихоры

Клио — муза истории. О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». История бесценна для любого народа, а для жителей Греции — особенно. Клио, как считалось, записывала в своих свитках каждое, даже малозначимое событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое. В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Клио обладала строгим нравом, никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства. Согласно мифам, муза истории была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз у одного мастера.

Урания — муза астрономии. Мудрейшая из всех дочерей Зевса, не считая Афины. Считается, что имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес. Муза всегда держит в руках глобус и циркуль, который помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась желаемого от своих подопечных — ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной тематики. Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. В России есть музей Урании, и в некоторых городах установлены статуи богини астрономии.

Скульптурное изображение Урании, Волгоград, планетарий
Скульптурное изображение Урании, Волгоград, планетарий

Полигимния (Полимния) — сначала муза танцев, потом — пантомимы и гимнов. Покровительница ораторов, именно в ее воле было либо сделать речь пламенной и живой, либо люди могли не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, и Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и помогая войти в голос. Без покровительства Полигимнии невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.




Поделиться ссылкой