Добродетельные женщины в римской мифологии

Лукреция
Лукреция. Фрагмент скульптуры. Италия, XVII в.

В римской мифологии некоторые женщины воплощали собой целомудрие, кротость и смирение — добродетели, которые, по мысли многих римских правителей, было полезно развивать и соблюдать женщинам. Две из них — Лукреция и Вергиния. Истории их жизней связаны с революцией и окончанием тирании.

Бесчестие Лукреции

Сыновья царя-тирана Тарквиния, правившего в конце VI в. до н.э., и их родственник Коллатин как-то поспорили, у кого из них самая добродетельная жена. Когда они вернулись из военного лагеря в Рим и без уведомления пришли домой, то увидели, что их жены устраивали у себя веселые вечеринки, только Лукреция, жена Коллатина, продолжала целомудренно вязать, т. е. заниматься традиционным для хорошей жены делом.

Невинность Лукреции воспламенила страсть Тарквиния Секста, и несколько дней спустя он ночью пришел в дом Лукреции и обесчестил ее. Лукреция написала мужу и отцу, требуя от них клятвы, что отомстят за ее позор. Хотя ни один из них не осудил ее за случившееся, Лукреция закололась кинжалом в назидание женщинам, которые захотели бы сослаться на ее пример в оправдание своего позора. Бесчестие Лукреции и ее достойная смерть вызвали гнев народа, который восстал против Тарквиния и основал Римскую республику.

Свобода ценой жизни

В V в. до н.э. римский чиновник и судья Аппий Клавдий попытался соблазнить добродетельную женщину из плебейского сословия по имени Вергиния. Когда она отказала ему, Аппий Клавдий приказал схватить Вергинию, заявив, что она его рабыня.

Ее отец Вергиний находился в армии и не мог приехать в Рим, чтобы доказать, что его дочь свободнорожденная женщина. Когда же на следующий день он вернулся, Аппий, не дав ему говорить, провозгласил Вергинию своей рабыней и собственностью.

Отец, в тот момент, когда ему позволили остаться наедине с дочерью, схватил нож и поразил ее в сердце со словами, что только так она станет свободной.

Эта история о несправедливости и трагедии подвигла римлян к революции.

Семейный триумф, семейная трагедия

В первые годы правления римских царей Рим воевал с соседними племенами Альбой и Этрурией. Римляне и жители Альбы решили устроить состязание, чтобы раз и навсегда покончить с враждой. С каждой стороны выступили по трое братьев: Горации — от Рима, Куриации — от Альбы.

После гибели двух братьев Горациев третий брат обратился в бегство, но не из трусости, а стремясь разделить трех врагов. Так ему удалось перехитрить и поодиночке убить всех трех противников и, захватив их оружие и одежды в качестве приза, вернуться в Рим.

У Горация была сестра, обрученная с одним из убитых братьев Куриациев. Увидев брата, несшего плащ, сшитый ею для жениха, она стала причитать и рвать на себе волосы, как обычно делают в знак скорби. Тогда Гораций нанес ей удар кинжалом в сердце со словами: «Так умирают все римские женщины, скорбящие по врагу».




Поделиться ссылкой