Дух и видения

Разукрашенный представитель одного из племен Заира исполняет традиционный танец
Разукрашенный представитель одного из племен Заира исполняет традиционный танец, свидетельствующий о сложной мифологии его народа. Во многих древних африканских культурах танцы в масках яляяются связующим звеном между миром духов и обществом.

Мифы помогали людям не только обращаться к богам, но и в их поисках этики, подходящей как для народа, так и для природы. В одних мифах рассказывается о влиянии божественной силы на жизнь людей, которую надо угадать любой ценой, в других отражались анимистические представления этих обществ.

Поиски духа

Путешествия в поисках духа (или видения) составляли часть мифологии американских индейцев, важное место в которых занимали анимистические ритуалы. Существовал ритуал, связанный с наступлением половой зрелости, через который проходили все мужчины племени. Юношу одного посылали с заданием найти «силу духа», призванную направлять его в течение всей жизни.

Поиски могли продолжаться неделями. Нередко юноша оставался в отдаленной пустынной местности без еды и с небольшим количеством воды. Считалось, что сила духа приходила к нему от животного или птицы, которое наделяло юношу своей особой властью, например, ястреб — остротой зрения. С этого момента все члены племени должны ассоциировать его с этим животным. После формальной церемонии наречения именем уже не мальчик, а мужчина должен занять полноправное место в племени.

После поисков духа юный Вак-Вэй вырос и стал знаменитым Смохаллой («Ясновидящим»), основателем североамериканской религии обновления Ва-шани. Смохалла всегда утверждал, что принял религию полного возвращения к традиционному ритуалу во время своего поиска видения (духа) на горе Л а-Лак.

Тотемизм

Тотемизм — еще одно понятие в изучении религии и мифа, связанное с духами и животными. Нам хорошо знакомы «тотемические столбы» — большие деревянные скульптуры различных животных, обычно вырезанные из цельного кедра.

По представлениям тотемизма, животные могут быть как полубожественными созданиями, так и посредниками между божествами и людьми. Они становятся доступны семьям, племенам или кланам, почитающим эти создания, и способны делиться с ними своей силой и мудростью. Обычно (но не всегда) животные изображаются в своем физическом обличье, как на тотемических столбах, используемых для ритуалов и церемоний.

Смохалла в поисках видения

С раннего детства Вак-Вэй знал, что не такой, как все. Он родился на берегу большой реки (теперь известной как Колумбия), и его родители видели первых белых людей в этой части страны. Они называли себя Льюис и Кларк.

Вак-Вэю никогда не приходилось гордиться своим телосложением — его коротким ногам, большой голове и горбатой спине сверстники нередко отпускали ехидные шуточки. Но родители рассказали ему, что Великий дух не зря создал его таким, что у него особое предназначение. Вак-Вэй никогда не забывал этих слов родителей и всегда обращал особое внимание на речи старших. Вскоре все вожди племени признали его природную сообразительность — ведь мальчик происходил из древнего рода шаманов и пророков. Они обратились к нему: «Вак-Вэй, ты должен обрести свою духовную силу. Возможно, ты поможешь нам и расскажешь, что делать с белыми, которых столь много в этих краях».

Итак, погожим весенним днем, когда теплые лучи Солнца струились по реке и хризантемы радовали взор кистями желтых цветов, Вак-Вэй отправился в путь. Он решил идти к Ла-Лак — высокой горе в пустынной местности, что в одном дне пути от его деревни. Попрощавшись с родителями, он стал взбираться на гору.

Достигнув вершины, Вак-Вэй обнаружил, что, хотя вдоль берега реки тепло, на вершине стояла зимняя стужа. Повсюду летели хлопья снега, и ветер завывал, как койот. Собрав несколько камней и выложив их валежником, Вак-Вэй стал ждать в своем укрытии. Так он провел несколько дней, почти закоченев от холода, питаясь несколькими кусочками засохшей лососины. Но вдруг он услышал крик ворона. Ворон позвал его и велел возглавить свой народ. Потом он вновь услышал голос койота. Он заговорил с Вак-Вэем голосом ворона: «Веди свой народ назад, по пути своих предков».

Вак-Вэй знал, что у него великий дар понимать голоса двух животных и что теперь он обладает их силой духа. Спускаясь с горы, Вак-Вэй решил, что навсегда запомнит этот день.




Поделиться ссылкой