Характеристика мифологии

Изображение Будды на камне, Китаи
Изображение Будды на камне, Китаи. Буддисты верят, что, достигнув нирваны, можно прервать цепь страданий и тем самым освободиться из цикла реинкарнации — рождения и умирания.

Понимание современными учеными привлекательности мифа позволяет различить тонкие грани между мифологией, с одной стороны, и фольклором или легендами — с другой. У всех обществ и этнических групп есть свои сказки, предания и легенды, но их происхождение малоизвестно; цели их создания кажутся близкими к тем, что лежали у истоков мифов и мифологии. Какого ребенка перед сном не успокаивали чтением сказок, чтобы он побыстрее заснул? Кто не знаком с местными, региональными или национальными сказками, составляющими часть местных культуры и образования? Чем эти сказки отличаются от мифов?

Миф и фольклор

Несмотря на стертость границ в некоторых случаях, существуют важные отличия мифов и мифологии от фольклора и сказок. Одно из них — прославление мифов в религиозных традициях, особенно в формальных ритуалах, составляющих важные аспекты традиции. Мифы также обычно обладают глубокой проникающей силой, способной объединить верования и ценности племени, народа, — силой, которой нет у обычного фольклора. Черные кошки и разбитые зеркала меняют жизнь очень немногих людей, а религиозных ритуалов, связанных с ними, еще меньше. Однако легенда подчас может вырасти и смешаться с религиозной традицией, и тогда между собой переплетутся элементы мифа и легенды. Легенда Артуровского цикла о поисках святого Грааля — пример такого сочетания.

Возрожденные мифы

Другая характеристика мифа — его поразительная стойкость и гибкость форм. А поскольку мифы обладают такой силой, они могут возрождаться в новых обличьях, для иной аудитории, отражая темы, тождественные или смежные с предметом первоначального предания или совершенно другие. Древнееврейская и вавилонская версии мифа о Великом (или Всемирном) потопе — эпическом событии, свидетельствовавшем о Божьем гневе, которое человечество навлекло на себя совершенным им злом, — один из наглядных примеров. Можно предположить, что оба текста происходят из одного источника, но воспринятого различными культурами и религиозными традициями и приспособленного ими: между ними сходство в главном, но много и расхождений — ведь мифы путешествуют в пространстве и времени.

Общие черты обоих мифов — дьявольская роль змея, цветок бессмертия, потоп как проявление суда Божьего и ковчег, построенный, чтобы избежать его. В обоих преданиях рассказывается о потере невинности, утрате бессмертия, неотвратимо приводящих к человеческому страху перед смертью и глубоко укорененному желанию жить долго, дольше наших обычных «трижды по двадцать и ещё десять лет». Итак, оба сказания являются попыткой теодицеи — объяснить, как зло и добро могут сосуществовать во вселенной, как мы верим, созданной и управляемой добрым богом (или богами). Каждая религия старается внести вклад в раскрытие вечной загадки смерти и страдания, а предания и мифы — идеальные для этого средства.




Поделиться ссылкой