Характеристика североамериканских мифов

Кукла Качина индейцев хопи
Кукла Качина индейцев хопи (штат Аризона) изображает духов божественных прародителей

В сказках древних народов, переселившихся в Северную Америку из Азии и Восточной Европы, можно найти отголоски культуры этих континентов, хотя и приспособленные к географическим реальностям их новой родины. Например, в мифах ирокезов, расселившихся в северо-восточной части США тысячи лет назад, до сих пор сохранилась память о времени, когда эти племена прибыли сюда из какой-то далекой страны. Это свидетельствует о необычайной долговечности и гибкости мифов и об их способности адаптироваться к новым историческим условиям.

Устная традиция

В Северной Америке сказания и легенды этнической группы или племени от поколения к поколению передавались изустно. Поскольку большая часть североамериканских этносов остались без письменности, у них развились необычные формы повествования. Рассказывать сказки было привилегией старейшин (мужчины или женщины), не только пользующихся особым уважением за мудрость, но и прекрасно знающих фольклор своего народа. Сказки нередко читают в неформальной обстановке, например, зимой собравшись вокруг печи, или в более официальной — с соблюдением церемоний и ритуалов. Праздники, свадьбы и похороны — прекрасная возможность продолжить устную традицию и сохранить важные духовные ценности племени.

Договор с Создателем

Для мифов народов Северной Америки характерно представление об их особых отношениях с создателем, что часто проявляется в именах и прозвищах, которыми наделяются племена. Шайенны, живущие ныне в штате Монтана, индейцы нез-перс из Айдахо и штата Вашингтон на востоке США, а также алеуты Западной Аляски — все они называют себя «народом», считая, что творец избрал для особой миссии именно их. В космогоническом мифе племени брул-сиу, происходящем из Южной Дакоты, говорится о том, что во время Всемирного потопа племя спас орел и призвал их стать великой нацией. Орел в этом мифе — символ благородства и знак особого внимания создателя к их народу.

Договор с творцом — важный аспект североамериканской религии, способствующий пониманию того, как разные народы относятся к окружающему их миру. Американские индейцы традиционно верили в одного великого бога-творца, называемого Великим духом или Великим всевышним, который и сотворил этот мир. По своей трансцендентности и созидательной силе он приближается к богу западноевропейской традиции. Населяющие внутренние северо-восточные районы страны сахаптины называют создателя Нами-Пиап, что означает «старший брат». Этнические группы, живущие по обеим берегам реки Колумбия, почитают его, но вместе с тем относятся к нему по-приятельски.

Одеяло индейцев навахо с росписью
Одеяло индейцев навахо с росписью. Два сверхъестественных «святых человека» стоят по обе стороны кукурузы — растения, даруемого ими людям. Кукурузу индейцы считают матерью людей

Сакрализация природы

Все существа, населяющие любую часть мироздания, играют важную роль в североамериканской мифологии. Индейцы квакиутль, проживающие на северо-западном побережье Канады, рассказывают о героической роли животных в создании первого тотемического столба — столба, «поддерживающего небо». Столь значительной ролью животных определяется еще одно важное представление, основанное на мифологии народов и характеризующее религию индейцев, — о том, что вся природа, в широком смысле этого слова, живая. Согласно этим представлениям, называемым анимизмом (или анимистическими), жизнью, даже человеческой, наделено все сущее: горы, скалы, вулканы, реки...

Юмор и секс в мифологии

Неистребимое стремление объяснить, как устроен человек, причем сделать это без всяких прикрас, — характерная особенность мифологии североамериканских индейцев. В их мифах без особого стыда утверждается, что секс и рождение детей жизненно необходимы для продолжения существования их этноса. Иллюстрируется это по-разному: то говорится, что древесные мхи напоминают кустики щетины на теле человека, а то приводится графическое изображение полового акта. Все это сочетается с юмором — иногда грубоватым и приземленным, но всегда жизненным.




Поделиться ссылкой