Миф о Геракле

Геракл — один из самых известных героев древнегреческой мифологии, сын Зевса и Алкмены, чья жизнь была полна драматических поворотов и нелегких испытаний. Многие из этих испытаний послала ему ревнивая Гера, и даже имя, под которым он прославился, отражает его особую связь с этой богиней: «Геракл» означает, в разных версиях, «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Его деяния не ограничиваются двенадцатью подвигами, но именно эти подвиги принято считать символическим описанием движения человека по пути развития нравственности и духовных качеств.

«Подвиги Геракла (а кроме главных есть множество второстепенных) не умещаются ни в одной части Греции, и он по праву может считаться общегреческим и общечеловеческим героем, так же как Зевс был отцом людей и богов, а не каким-либо местным божеством» (Аза Тахо-Годи)
Геракл
Имя Геракла тесно связано с распространенным в Греции культом красивого атлетичного тела. Он считался покровителем гимнасиев, палестр и терм, то есть тех мест, где люди занимались оздоровлением и физическим совершенствованием. Гераклу также приписывают учреждение знаменитых Олимпийских игр

География мифа

Культ Геракла был распространен по всему Балканскому полуострову, и это не случайно — он очень рано превратился в общегреческого героя и стал своеобразным символом культурного единства Древней Греции. Об этом свидетельствует, помимо прочего, географическое расположение мест, где Геракл совершал свои подвиги.

Геркулес Фарнезский (римская копия с оригинала IV в. до н. э.). Национальный археологический музей Неаполя
Геркулес Фарнезский (римская копия с оригинала IV в. до н. э.). Национальный археологический музей Неаполя

Первые два подвига — убийство немейского льва и лернейской гидры — произошли на равнинах Арголиды, в самом центре острова Пелопоннес. Третий, четвертый и шестой подвиги — ловля керинейской лани и эриманфского вепря и убийство стимфалийских птиц — Геракл совершает в горах Аркадии, на юге Пелопоннеса.

Место совершения пятого подвига, очищения авгиевых конюшен, — запад всё того же Пелопоннеса. После этого Геракл выходит за пределы материковой Греции и укрощает критского быка на Крите. Усмирение коней Диомеда происходит во Фракии на севере Греции, добыча у амазонок пояса Ипполиты и овладение коровами Гериона — вновь за пределами Греции, в степях на юго-востоке и далеко на юго-западе соответственно.

Два последних подвига, поход за яблоками Гесперид и похищение Цербера из Аида, совершаются на крайнем западе, в стране заката, то есть там, где, по представлению греков, и находились врата в Нижний мир. Такая обширность территории, на которой действует герой, говорит об общегреческом характере его культа.

Биография героя

Жизнь Геракла — это путь постижения своей природы, овладения своей силой и усмирения страстей и пороков. Он сын Зевса и Алкмены, один из потомков Персея, ведущий свой род от царя Эпафа, который, в свою очередь, был сыном Зевса и Ио. Таким образом, Зевс участвует в появлении на свет Геракла не один, а несколько раз, отчего божественная сила героя увеличивается.

Однако испытания Геракла также начались практически с рождения. Зевс обещал царство в Микенах тому из потомков Персея, который появится на свет в определенный час, однако Гера задержала роды Алкмены, поэтому царем стал внук Персея Эврисфей, не обладавший и десятой долей достоинств Геракла.

При рождении Геракл получил имя Алкид. С самого детства он демонстрировал большую физическую силу и храбрость. Олимпийские боги преподнесли одаренному юноше подарки, у каждого из которых — свой символический смысл. Острый меч Гермеса символизирует красноречие, острое словцо, а панцирь Гефеста — физическую силу. Лук и стрелы Аполлона — символ изящества и артистизма, а одежды, подаренные герою Афиной, означают мудрость и решительность. Однако долгие годы он жил обычной жизнью, женился, завел детей и почти не проявлял своей героической природы, пока не вмешалась богиня Гера.

«Двенадцать подвигов Геракла — это путь человека от невежества к знанию и мудрости, путь сознания, побеждающего иллюзии; разума, отделяющего истинное от ложного, это путь к победе над хаосом и торжество божественного над человеческим» (Анна Бену)
Гера
Испытания, которые достаются на долю Геракла, можно символически рассматривать как мужскую инициацию, через которую проходили в древнем мире все мальчики и подростки. Гера в этом случае выступает не как преследовательница, а как строгая наставница, руководящая этой инициацией

В припадке безумия, наведенного мстительной женой Зевса, Геракл бросил в огонь своих детей и двух детей своего сводного брата Ификла. Во искупление этого греха он нанялся на службу к царю Эврисфею, где и совершил свои двенадцать подвигов, о которых мы чуть позже поговорим подробно.

Этими подвигами, однако, его деяния не исчерпываются: Геракл принимал участие в походе аргонавтов и Троянской войне, освободил Прометея, прикованного к скале, вывел из царства мертвых Алкесту и соорудил Геркулесовы столбы на западном краю известной грекам вселенной (в Гибралтарском проливе). В конце жизни его отравила собственная жена Деянира: она дала ему кровь убитого мужем кентавра Несса, думая, что это любовное зелье. Отравленный Геракл так страдал, что живьем взошел на костер, после чего боги забрали его на Олимп. Существует, однако, и другая версия: хотя тело Геракла пирует на Олимпе, его дух блуждает в Аиде (что символизирует сомнение греков в возможности получить достойное вознаграждение за свои труды).

Победа над хаосом и обретение мудрости

На службе царю Эврисфею Геракл совершил двенадцать подвигов, которые можно символически истолковать как путь человека к духовности через обуздание пороков. Совершение подвигов заняло в общей сложности двенадцать лет. Мы приводим подвиги в том порядке, в котором они изложены у Псевдо-Аполлодора.

Геракл душит льва голыми руками
В ранних источниках Геракл убивал льва дубиной или мечом, но позже в миф добавилась деталь, что шкура льва непробиваема для оружия, и в поздней версии Геракл стал душить льва голыми руками

Первый подвиг — убийство немейского льва, который терроризировал жителей Арголиды. Лев символизирует здесь животные инстинкты и неуправляемую агрессию, а его непробиваемая шкура означает, что одолеть грубую силу такой же силой невозможно, она лишь приумножается. Поэтому Геракл душит льва, то есть подчиняет себе животное начало и лишает агрессию почвы для существования. Из шкуры льва он создает себе панцирь и тем самым ставит инстинкты и агрессию себе на службу, делает своими защитниками.

Второй подвиг Геракла — победа над лернейской гидрой. Гидра — чудовище с девятью змеиными головами, одна из которых бессмертна, а другие отрастают, если их срубить мечом. Гидра символизирует хаос, зло и иллюзии, мешающие человеку духовно развиваться и утягивающие его в «болото». Девять голов гидры — символ бесконечности иллюзорных и порочных начал в человеке. Гераклу удается победить гидру, выманив ее из болота горящими стрелами и приказав другу Иолаю прижигать раны от отсеченных голов гидры горящими стволами деревьев. Огонь тут выступает символом света и знания, которые только и могут противостоять хаосу и иллюзиям. Наконечниками стрел, вымоченными в крови гидры, Геракл впоследствии разит своих врагов, то есть победа над многочисленными пороками дает человеку силу для побед и над прочими проявлениями зла и хаоса.

Антонио дель Поллайоло. Поединок Геракла с гидрой. Ок. 1475. Галерея Уффици, Флоренция
Антонио дель Поллайоло. Поединок Геракла с гидрой. Ок. 1475. Галерея Уффици, Флоренция

Третьим подвигом Геракла стала поимка любимицы богини Артемиды — керинейской лани, голова которой была увенчана золотыми рогами, символом мудрости. Лань нужно было непременно поймать живой, и Геракл преследовал ее целый год до самой Гипербореи. Погоня за ланью означает движение к мудрости и гармонии, а ее поимка — обретение этих качеств.

Четвертый подвиг Геракла — поимка эриманфского вепря. Путь в рощу, где обитал вепрь, лежал через страну кентавров, и Гераклу пришлось сначала сразиться с этими существами, символами стихийной силы и таких пороков, как чревоугодие, пьянство и прелюбодеяние. Борьба с кентаврами, которых Геракл считал своими друзьями, — это борьба с собственными аналогичными пороками. Геракл убивает всех, а мудрого кентавра Хирона, своего учителя, случайно ранит отравленной стрелой. После смерти Хирон возносится к звездам, то есть становится равным богам и героям. Убийство Хирона означает здесь его трансформацию из земного начала в небесное.

После победы над кентаврами Геракл голыми руками одолел вепря, связал его и принес ко двору Эврисфея. Образ вепря — метафора разрушительных, тленных страстей, которые Геракл усмиряет.

Геракл
Рассказы о подвигах Геракла были темой эпической поэзии еще до «Илиады» и «Одиссеи», где о его жизни сообщается мимоходом, как о чем-то всем хорошо известном. Ему посвящены XV гимн Гомера и XII орфический гимн, он упоминается в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, комедиях Аристофана

Власть над разумом и чувствами

Пятый подвиг Геракла — очищение конюшен царя Авгия, в которых тридцать лет копился навоз. Авгиевы конюшни — место обитания инстинктивных сил и пороков, сближающих человека со скотом, это сознание, которое давно не подвергалось очищению от негативных мыслей и установок. Очищая авгиевы конюшни с помощью смекалки, а именно, направив в них воды протекающей рядом реки, Геракл освобождает душу и сознание от всего сгнившего, отжившего, мешающего.

Шестой подвиг Геракла — убийство стимфалийских птиц с бронзовыми клювами, когтями и перьями, принадлежавших богу войны Аресу. Они символизируют агрессивные, похотливые и разрушительные мысли. Птицы обитали в болоте, и Геракл не мог до них добраться, однако богиня Афина подарила ему трещотки, с помощью которых герой поднял птиц в воздух и убил стрелами Аполлона (покровителя мудрости и искусств). Ясный разум и творчество помогают очиститься от разрушительных мыслей.

Седьмым подвигом Геракла стало усмирение критского быка, рожденного морем и подаренного Посейдоном царю Миносу. Бык — это слишком сильные эмоции, вышедшие из-под контроля, которые причиняют вред, а не улучшают жизнь человека. Геракл оседлал быка и отправил его в море, то есть вернул той стихии, которой тот принадлежал. Это символизирует контроль сознания над эмоциями.

Геракл и критский бык
Подвиги Геракла можно разделить на три типа: обуздание хтонических чудовищ, военные подвиги и богоборчество

Восьмой подвиг Геракла — подчинение коней Диомеда, которых этот суровый фракийский царь держал в цепях за высокими стенами и кормил мясом чужеземцев, попадавших в его владения. Кони — символ силы, которая должна быть направлена на созидание, из-за неправильного использования оборачивается своей противоположностью и начинает разрушать. Стены, которыми окружил коней Диомед, — символ закрытости от мира, фанатизма и тех рамок, которые ограничивают наше сознание. Победить Диомеда и подчинить его коней означает освободиться от власти ограничений, которые мешают направить свои силы на созидание.

Для совершения девятого подвига, получения пояса царицы Ипполиты, Геракл с друзьями отправился в страну амазонок. Царица влюбилась в него и хотела сама отдать ему пояс, но Гера внушила амазонкам, что герой хочет похитить царицу, и ему пришлось сражаться. Пояс Ипполиты символизирует тут организованные эмоции и подчиненные инстинкты. Амазонки — символ женского эмоционального начала, отвергающего власть мужчины-разума. В итоге пояс возвращается к богам — именно высшие силы обладают властью упорядочивать духовную жизнь человека и его эмоции.

Десятым подвигом Геракла стало похищение стада коров, принадлежавших исполину Гериону. Геракл отправился за ними на край света, по пути соорудил Геркулесовы столбы, затем убил Гериона, с помощью флейты похитил его стадо и с большим трудом доставил его в Микены. Стадо коров символизирует здесь позитивные и плодотворные мысли и чувства, которые, тем не менее, должны находиться под контролем разума, а иначе они разбегутся в разные стороны и их невозможно будет использовать во благо. Главный смысл десятого подвига — в необходимости для человека научиться управлять своими творческими способностями.

Флейта
Флейта — символ порядка и гармонии, она помогает разуму подчинять мысли и эмоции, служит организующим началом

Познание законов бытия

Одиннадцатое задание, которое дал Гераклу Эврисфей, — отыскать и принести ему три золотых яблока, которые растут в чудесном саду Гесперид и даруют бессмертие. Чтобы отыскать сад, Геракл обратился за советом к мудрому старцу Нерею, и тот рассказал ему, как туда добраться, и дал совет — не ходить в сад самому, а отправить туда титана Атланта, держащего небесный свод. Геракл так и сделал: обратился к Атланту за помощью и подержал за него небесный свод, пока тот доставал яблоки. Атлант хотел обмануть Геракла и оставить его навсегда держать небо, но Геракл перехитрил титана: попросил ненадолго снова принять эту тяжелую ношу, пока он положит подушку на плечи, а сам взял яблоки и ушел. Но Эврисфей не смог завладеть яблоками и отдал их богине Афине или, по другим источникам, Гере.

Дерево с золотыми яблоками символизирует тут мудрость и познание истины, а сами яблоки — плодотворность прекрасных идей, чувств и поступков, а также единство духа, души и тела человека. Старец Нерей — опыт, который появляется у каждого человека в процессе жизни. Держать на своих плечах небо — значит прикоснуться к вселенской мудрости, а добыть яблоки — обрести гармонию внутри себя.

Яблоки Гесперид
Добыв яблоки Гесперид, по дороге домой Геракл совершает еще одно деяние — побеждает царя Ливии Антея, сына Геи, богини земли. Победить Антея означает преодолеть свою привязанность к земному, материальному

Для совершения последнего, двенадцатого подвига Гераклу пришлось спуститься в Аид. Эврисфей приказал ему похитить и привести в Микены пса Цербера, охранника адских врат. Геракл спустился в царство мертвых и попросил у Аида разрешения увести пса. Тот согласился при условии, что Геракл сам одолеет Цербера без оружия. Тот принял условие, схватил Цербера и начал его душить. В конце концов, пес подчинился ему. Геракл привел зверя в Микены, но царь Эврисфей, ужаснувшись, повелел отправить его обратно.

Спуск в царство Аида символизирует здесь соприкосновение сознания с самой мощной трансформирующей силой — смертью. Пытаясь познать эту сферу, сознание рискует не вернуться обратно к жизни и творчеству, удерживаемое Цербером. Геракл, однако, одолевает эту сдерживающую силу и выносит из путешествия в страну смерти знание законов бытия. Осознав свою победу, герой возвращает стража Цербера обратно на его место.

Лукас Кранах Старший. Геракл и эриманфский вепрь. 1530-е. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг
Лукас Кранах Старший. Геракл и эриманфский вепрь. 1530-е. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг

После совершения двенадцатого подвига Эврисфей освободил Геракла от службы.




Поделиться ссылкой