Мифология Центральной и Восточной Европы

Баба Яга
В своей древнейшей ипостаси Баба Яга была великой богиней славянской мифологии и покровительницей женщин. С принятием христианства она превратилась в гротескную служанку дьявола. Говорили, что она живет в избушке на курьих ножках в чаще леса и пожирает маленьких детей. Также верили, что она путешествует на огромной железной ступе. Рисунок из французского журнала 1904 г.

Мифология Центральной и Восточной Европы — наследие балтийских, славянских и финно-угорских народов. Античные авторы I и II вв. н.э. называли болтов и славян «венедами» — «народами, жившими за рекой Вислой». Сегодня они известны как народы Северо-Восточной Европы, которые говорят на индоевропейских языках, в числе которых, например, литовский, словенский, словацкий и русский.

Языки финно-угорских народов принадлежат к другой — уральской языковой семье, распространившейся с территории Уральских гор. Угро-финские народы — финны, саами, лопари — испытали сильное влияние своих индоевропейских соседей и обладают сходными с ними мифами и легендами.

Языки финно-угорских народов принадлежат к другой — уральской языковой семье, распространившейся с территории Уральских гор. Угро-финские народы — финны, саами, лопари — испытали сильное влияние своих индоевропейских соседей и обладают сходными с ними мифами и легендами.

Мать сыра земля

Характер мифологии этой части Европы отражает жизненные условия населяющих ее народов. Большая часть освоенных ими земель была покрыта бескрайними густыми лесами, разделена реками и большими озерами. Влажную болотистую почву этой территории в сказках называли Мать сыра земля.

Жизнь обитателей лесов была связана с постоянной опасностью нападения волков и медведей. Но и народы, жившие на открытых просторах безлесных степей, также рисковали стать легкой добычей кочевников и монголо-татар.

Борьба за выживание

Люди добывали себе пропитание рыболовством и охотой, возделывая земли и выращивая скот на лесных опушках и лугах. Их существование зависело от природных условий и от леса, где они находили убежище. Бессильные перед могучей природой, пытаясь постичь ее, они олицетворяли ее в образах многочисленных богов. Так возникли сказки, мифы и легенды о солнце и космосе, луне, ветре, громе и молнии, о духах леса, реки, урожая, конюшен и домашнего хозяйства.

Записи мифов

Первые письменные славянские источники относятся к IX—X вв. н.э., ко времени обращения славян в христианство. Среди них былины, записанные в IX в., но гораздо более старые по своему происхождению.

В этих древних эпических поэмах описываются подвиги русских богатырей — героев, обладавших магической силой, которую они использовали для зашиты родины. В последующих текстах богатыри выступали поборниками христианства.

Главный источник финской мифологии — «Калевала» — длинная эпическая поэма, составленная из народных песен в начале XIX в. финским ученым Элиасом Лёнротом. В ней повествуется о борьбе между Калевалой — «Отечеством героев» и северными районами — темной страной. В поэме есть миф о сотворении мира и подвигах героев, например, Вяйнямёйнена. Она заканчивается взглядом в будущее, когда будут править смертные короли.

Двойственная вера. Христианство в этих регионах начало распространяться около 1000 г. н.э., но новая вера получила признание только в городах. Все Средневековье в отдаленных сельских областях под тонким внешним слоем христианского ритуала господствовали старые верования, и до конца XV в. религия представляла собой «двойственную веру». Следы языческих верований сохранялись в сказках, фольклоре, обычаях, поэзии и биографических повествованиях вплоть до XIX столетия.

Священные предметы

В Центральной и Восточной Европе языческим богам не поклонялись в храмах или с помощью посредничества жрецов. В честь бога Свентовита был сооружен храм на острове Аркона в Балтийском море, где ритуалы и церемонии совершались жрецами чаще под открытым небом. Ими руководили князья или военные вожди. В 980 г. н.э. русский князь Владимир I ознаменовал начало своего правления возведениями идолов на холме возле своего дворца. Среди них — деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами, фигуры богов Хороса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и богини Мокоши. Однако после крещения Владимир низверг идолов в реку Днепр. Впоследствии, с распространением христианства, большие скульптуры языческих богов исчезли.

Язычество в фольклоре

Магические символы и образы языческих богов сохранились в амулетах и драгоценностях, ставших находками археологов, а также в славянском фольклоре. Красный угол, где висели иконы, был не только главным местом в русских домах, но также и заметным свидетельством бессмертного наследия обеих религий (язычества и христианства).

Священное дерево, священные алтари, богини, такие животные, как лошади и снежные барсы, а также топоры Перуна были обычными декоративными атрибутами фольклора. В религиозном искусстве встречались абстрактные мотивы, основанные на наделяемых магическими силами естественных формах. Например, божества неба обозначались зигзагообразной линией, что символизировало молнию, для изображения солнца рисовали диск, а огня — свастику.




Поделиться ссылкой