«Метаморфозы» римского поэта Овидия (43 г. до н.э. — 17г. н.э.) — один из самых важных и авторитетных источников по греко-римской мифологии. В этих сказаниях о превращениях богов повествуется об их любви и страстях, а также о беспомощности человека (в особенности женщин) перед лицом божественных сил.
Юпитер, известный своим сладострастием, часто менял свой облик, чтобы соблазнить привлекательных смертных женщин. Перед Европой он предстал быком, перед Ледой — лебедем, перед Ио — облаком, перед Данаей — золотым дождем. Однако не всем из его любовниц пришлось сладко после встречи с небесным властителем. Например, Ио превратилась в симпатичную корову и осталась ею на годы. Юная охотница Каллисто, посвященная богине Диане, после встречи с Юпитером превратилась в медведицу и дала жизнь сыну Аркасу. И мать, и сын были обращены в созвездия.
Юноша Пирам полюбил жившую по соседству девушку по имени Фисба, но их родители запрещали им жениться. Любовники условились ночью встретиться за городом под белой шелковицей.
Фисба пришла первой на место и увидела, что из источника пьет львица с окровавленной мордой. Фисба в ужасе бежала и укрылась в пещере, по дороге обронив белое покрывало. Гнавшаяся за девушкой львица разорвала покрывало своими окровавленными лапами и оставила его на земле.
Пирам опоздал на свидание и, увидев окровавленное покрывало возлюбленной при лунном свете, решил, что она погибла, и от горя закололся мечом. Вернувшись из укрытия, Фисба поняла, что случилось, и, упав на меч возлюбленного, умерла рядом с ним. От взметнувшегося ввысь фонтана крови белые ягоды шелковицы стали пурпурными. Эта история хорошо нам известна по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», а ее отзвуки заметны в сюжете «Ромео и Джульетты».
Супружество Терея и Прокны было счастливым, но Прокна соскучилась по своей сестре Филомеле, которую не видела со времени свадьбы. Она попросила мужа пригласить Филомелу в гости.
Увидев Филомелу, Терей влюбился в нее. Приведя ее к себе, он стал приставать к Филомеле, а когда ему надоели ее громкие мольбы и проклятья, он вырвал ей язык. Терей заключил ее в небольшую каменную хижину неподалеку от своего дворца, сказав Прокне, что Филомела погибла в пути.
Пока Прокна оплакивала смерть сестры, Филомела коротала дни, вышивая историю о своей несчастной судьбе на ковре, который затем передала через старую служанку царице. Увидев ковер, Прокна все поняла. Она освободила сестру из заточения и, мстя неверному мужу, убила сына Итиса и подала Терею его мясо на ужин. Все трое обратились в птиц с красной грудью и красным гребешком, напоминающими об их печальной судьбе, полной кровопролития и насилия.
Аполлон насмехался над маленьким луком и стрелами Купидона. высокомерно утверждая, что он. бог лучников, более могуществен. Когда Аполлон полюбил речную нимфу Дафну, Купидон решил проучить его. Купидон поразил его стрелой страсти, а Дафну — свинцовой стрелой, подавляющей желание. Пока Аполлон преследовал нимфу, она молилась о сохранении своего целомудрия, подобно богине Диане, и была обращена ею в лавр. Аполлон стал ласкать кору, образовавшуюся на теле нимфы, поклявшись сделать лавр своим священным деревом, а лавровую ветвь — символом триумфа победоносных римских полководцев. Аполлон также любил юного Гиацинта и даже покинул посвященный ему Дельфийский оракул ради совместной охоты с ним. Но однажды, когда они вместе состязались в метании диска, Аполлон нечаянно попал диском в голову Гиацинта. Юноша умер, и из его белой кожи и крови вырос обагренный кровью белый цветок.