Охота в древней Африке и мифы

Группа восточноафриканских воинов исполняет танец заклинания дождя
Группа восточноафриканских воинов исполняет танец заклинания дождя. Это была важная магическая функция. Есть маги, специализирующиеся в этом искусстве. Устраиваются племенные праздники, на которых исполняются особые танцы, чтобы вызвать дождь. Ритуал «насылания дождя» также стал важным элементом традиционной религии в Африке. Исполняя христианские или мусульманские гимны, люди взывают к Всевышнему с мольбой ниспослать им дождь

Охота — древнейшее в Африке занятие, в котором многие африканцы имеют достаточно опыта. Даже среди земледельческих племен охота — важный источник пропитания, но всегда она была делом рискованным из-за скрытых в лесу опасностей.

В старину высоко ценили храбрых охотников, а за лучшую добычу им воздавали высокие почести. Отдельных охотников почитали героями, наделенными магическими силами. Чтобы охота была более удачной, использовали табу и ритуалы — танцы, раскрашивание тела или умащение его мазями. Без совершения этих ритуалов добыча может скрыться и стать невидимой взору.

Опасности леса

Помимо диких животных, в лесу охотника подстерегало много других опасностей. В сказании малийского племени повествуется о дурных людях, которые пристрастились к человеческой плоти. Превращаясь в гиен, по ночам они нападали на поселения людей и захватывали своих жертв в джунгли, чтобы съесть их там. Жители деревень верили в реальное существование людей-гиен и боялись их, особенно по ночам.

Лес был источником жизни, но также и опасным местом, полным лесных духов, нередко злых и коварных. Африканцы верили, что эти духи живут вокруг людей, хотя и остаются невидимыми.

В популярном мифе племени йоруба описывается, как опасно беспокоить духов леса. Однажды один крестьянин решил расчистить землю в лесу, чтобы посадить зерно. Старики деревни советовали ему не беспокоить духов леса, но он их не послушался и стал расчищать буш. Вскоре его окружили злые духи. Сначала они делали вид, что помогают, и его работа заспорилась. Но крестьянин не мог их видеть, и в конце концов они уничтожили урожай и напали на жену и детей. В некоторых вариантах крестьянин погибает, в других духи просто изгоняют его. В этой легенде подчеркивается двойственная роль духов леса. Духов можно попросить о помощи, но, если их рассердить, они причинят величайший вред.

Охотник, менявший свой облик

Чтобы заманивать животных в ловушку или защищаться самим, некоторые охотники научились принимать облик животных. В одной нигерийской сказке речь идет об охотнике, столь искусно превращавшемся в животных и убившем столь много зверей, что они поняли — надо что-то предпринять, дабы остановить его.

Один слон умел превращаться в человека. Он принял человеческий облик, вошел в деревню и стал пить пальмовое вино вместе с охотником. Пока они пили, охотник похвастался своим волшебным умением принимать разные обличья, одно за другим, так, чтобы ему не причинили вреда. Но когда он уже хотел раскрыть свою последнюю тайну, жена перебила его.

На следующий день слон подстерег охотника в лесу. Охотник превращался то в одного, то в другого зверя, слон узнавал каждое его превращение и нападал. Наконец, охотник использовал свой последний секрет — он обратился в муху. И слон, не знавший, что охотник может принять такой вид, не смог поймать муху. Ему пришлось признать, что он проиграл единоборство. Охотнику удалось спастись, но впредь он больше никому не рассказывал о секретах своего волшебства.




Поделиться ссылкой