От мифа к философии

Своими мудрецами и мыслителями в древности славились и Египет, и Китай, и Индия, но философия как особый способ объяснения мира родилась в Греции.

Первые философы появились в греческих городах Малой Азии (Милет) и колониях на юге Италии (Кротон, Элея). Там процветала торговля, греки постоянно сталкивались с людьми иного происхождения и образа жизни, а политическое устройство соседних полисов было различным и не раз менялось. Люди видели разнообразие жизни, которую невозможно было описать и объяснить каким-нибудь одним простым способом – таким, каким долгое время был миф. Путешествуя и общаясь, греки обнаруживали, что содержание мифов в разных местах греческого мира неодинаково. Жители разных полисов почитали разных богов, об одном боге могли рассказывать разные истории, одно явление жизни получало у них различные объяснения.

миф

Многообразие жизни и мифа подстегивало естественное любопытство. Греки перестали довольствоваться простым ответом мифа на вопрос: «как все устроено?» Им стало важно понять, почему все устроено именно так, и доказать, что получен верный ответ на вопрос. Так из любопытства и разнообразия жизни родилась философия, главное отличие которой от мифа состоит в том, что она (философия) дает рациональное научное объяснение мира, основанное на строгих доказательствах (аргументах).

Тому, что философия как способ объяснения мира появилась именно в Греции, а не в какой-нибудь другой стране Древнего мира, немало способствовала присущая грекам состязательность. Для нее у греков было даже особое понятие «агон» – словесный спор, столкновение мнений. В таком споре сравнивали и оттачивали аргументы, проверяли их прочность. Подобный спор заставлял не только отвечать на уже поставленный вопрос, но и ставить новые вопросы. Словесное состязание не обязательно происходило воочию: часто греческие философы спорили друг с другом в своих трудах.

Первых греческих философов называют натурфилософами. Они стремились понять, что есть первооснова всего. Фалес говорил, что это вода, Анаксимен считал первоосновой воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр – некую «неопределенность». Эмпедокл полагал, что в основе всего лежат четыре элемента – земля, вода, воздух и огонь. Смешиваясь в разных пропорциях, они порождают все сущее. Позднее Анаксагор говорил о бесчисленном множестве бесконечно малых неизменных частиц, которые никем не были созданы и не переходят друг в друга, а Левкип и Демокрит – об атомах (неделимых частицах, из комбинации которых состоят все тела). Философов, полагающих, что в основе всего сущего лежит нечто, не зависящее от восприятия и разума человека, называют материалистами. Этот термин происходит от слова «лес», предложенного Аристотелем для первоосновы, то есть того, из чего все остальное построено. Римляне перевели греческое слово «лес» на латынь и получили «материес».

Одновременно с материалистами в Греции появились и философы-идеалисты. Одним из первых был Пифагор, считавший число лежащим в основе всех вещей. Для него познать мир, даже отношения людей, значило познать управляющее ими число. Самым значительным философом-идеалистом древности был Платон, которому принадлежит создание учения об «идеях», – вечных, неизменных, постоянных. «Вещи» – лишь движущиеся и несовершенные отражения идей.

Ко времени Платона философов все больше интересовало устройство не только физического мира, но и человеческого общества и суть самого человека. В беседах, которые вел со своими учениками Сократ, в трудах Платона и Аристотеля рождается и развивается философская этика – учение о должном и справедливом. Сократа больше интересовал отдельный человек, а Платон стремился создать справедливое общество.

Философия Сократа дошла до нас в пересказах, а от Платона и Аристотеля сохранилось множество трудов. Однако их сложные философские построения были бы невозможны без софистов. Софистов обвиняли в том, что они торгуют мудростью, да они и сами гордились тем, что могут доказать все, что угодно. Крупнейший из софистов Протагор говорил о том, что мир существует только в представлениях людей, что все вещи относительны и познать их невозможно. Критикуя софистов и опираясь на их сложные системы доказательств и парадоксов, Сократ положил начало тому, что называют диалектикой, а Аристотель создал логику – учение о том, как человек познает мир и самого себя.

Так в спорах и трудах греческих философов к середине IV в. до н.э. сложились основные направления философской мысли, которые существуют и разрабатываются по сегодняшний день.




Поделиться ссылкой