Поклонение богам древних кельтов

Пластина с копна из Гундеструпа (I в. до н.э.)
Пластина с копна из Гундеструпа (I в. до н.э.). Сохранившиеся кельтские котлы богато украшены живописью на сакральные темы. Этот котел изДании — один из самых великолепных образцов. На нем изображены бог природы Цернунн, сидящий в так называемой буддийской позе среди животных. Магические котлы имели важную духовную функцию в дамах и обществе кельтов. Магический Komei упоминается в легенде цикла о короле Артуре.

Кельты верили, что их боги и богини обладают магической силой исцеления, они могут защитить и повлиять на исход обычных, каждодневных событий. Прося благосклонности у того или иного бога, они делали ему подарки. Если они обращались к богине воды Сулис, то кидали некоторые из своих самых ценных предметов в колодец или озеро. В 1868 г. в горах Севенны (Франция) проводился праздник в кельтском стиле. Участвующие приносили богам в дар драгоценности, домашний скот и бросали их в озеро.

Жизнь и смерть

У кельтов и викингов не было представления, что за жизнь, прожитую ими в земном мире, они получат награду или наказание, попав на небеса или в ад. Возможно, викинги предпочли бы место героя в Вальхалле месту в подземном мире, но тем не менее они верили, что воскрешение в загробной жизни произойдет в любом случае. По свидетельству одного автора, вера кельтов в загробный мир была настолько сильна, что они даже готовы были отсрочить выплату долгов до встречи там. Силой этой веры объяснялся героизм, проявляемый в битве кельтами, никак не выказывавшими своего страха.

Священные места

Вера кельтов в присутствие духов во всем живом предопределила поклонение богам на природе. Им нравилось молиться в рощах, где росли священные деревья, особенно дубы.

Как указывали античные авторы, такие священные рощи росли в Марселе, Англси (остров на северо-западе Уэльса) и Друнметоне в Малой Азии.

Кельтские божества ассоциировались с определенными явлениями природы. Водные источники, например, считались жилищами богинь, служащих Матери-Земле, и источником всего живого. Так, богиня Сулис была покровительницей горячих источников в Бате, на западе Англии. Озера и пруды освящались как вход в подземное царство. Другими путями в мир сверхъестественного были древние ирландские погребальные курганы (sidhe), где, как верили ирландцы, мирно живут боги.

Места для своих поселений викинги избирали вблизи необычных природных объектов, как, например, скалистая гора Хельгафелл («Священная гора») на южном побережье Брейдафьорда, на западе Исландии, и считали их сакральными. Нередко выбор делали сами боги, как в саге о Торольфе Мострарс-кегге. Когда его корабль приближался к Исландии, Торольф выбросил за борт со своего возвышения деревянные столпы и следил, куда их унесет, пока они не достигнут земли. Там он и построил свой дом. С тех пор это место считалось священным, поскольку верили, что его избрал бог Тор.

У кельтов и викингов были постоянные святилища для общения с богами. Самое известное из них — великолепный храм в Упсале, который сровняли с землей в XII в. Там находились огромные статуи Тора, Одина и Фрейра.




Поделиться ссылкой