Последнее путешествие

Жизнь древнего египтянина вела к смерти, и его культура и религия не давали об этом забыть. Не столь важно было, богат человек или беден, фараон он или рыбак. Главное — соблюдать некие принципы, чтобы хорошо жить в загробном мире подземного царства Дуат. Смерть — это только начало, верили жители земли Та-Кемет.

По древнеегипетским представлениям у человека было пять душ: Шуит — тень, что следовала за ним, Ах — некое сияние, окружавшее его, Рен — имя человека, Ка — двойник человека, живущий где-то на небесах. Иногда Ка изображали в гробницах в виде некоего смутного силуэта. Человек никогда не встречался с Ка при жизни, но иногда эта душа посещала его гробницу после смерти. Для нее родственники покойного приносили пищу и угощения. Наконец, Ба — жизненная энергия человека, он умирал, если Ба отлетала от него. Египтяне верили, что эта душа может вернуться, для чего делали мумии, пытаясь сохранить тело для Ба. Чтобы она могла узнать свое тело, в гробнице ставили скульптуры покойного и рисовали его портреты на стенах.

Каменный гроб египтянки. 1292–1190 гг. до н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк (США)
Каменный гроб египтянки. 1292–1190 гг. до н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк (США)

Все, что изображалось в гробнице: еда, животные, сокровища, рабы, — все это можно было сделать настоящим в загробном мире, поэтому до нас дошло такое количество прекрасных изображений из гробниц.

Когда египтянин умирал, его семья облачалась в траурный цвет, которым считался голубой, и если у родственников хватало денег, они относили покойного в Золотой зал — мастерскую по мумификации. Бальзамировщики омывали тело водой из Нила, извлекали внутренности и помещали их в канопы — специальные сосуды с изображением четырех сыновей Гора.

Тело умершего считалось священным и имело собственное название — Сах. Все ритуалы совершались жрецами в масках богов — Анубиса и четырех сыновей Гора. Если что-то шло не так, заклинание было произнесено неверно или процесс изготовления мумии прерван, то Ка обижалась на родственников и становилась с тех пор демоном, преследующим род покойного.

Когда мумия была готова, ее клали в деревянный гроб, а его в свою очередь в каменный саркофаг, богато расписанный и украшенный, на который были нанесены необходимые молитвы и заклинания с призывом божеств-проводников и защитников. После этого умершего можно было хоронить. Процессия из жрецов и родственников под стоны и стенания плакальщиц переправлялась на западный берег Нила, считавшийся берегом мертвых, саркофаг заносили в гробницу. Чаще всего человек готовил ее для себя на протяжении многих лет, богато украшая, собирая различные предметы и утварь, которые могли понадобиться ему в загробной жизни.

Перед тем как закрыть саркофаг, задвинуть плиты над входом и опечатать гробницу, жрец в маске бога Гора подходил к покойному и открывал ему рот, вкладывая особый амулет. Это делалось в память о том, как Гор оживил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Если бы жрец забыл об обряде, умерший в загробном мире не смог бы ни видеть, ни слышать, ни дышать, ни говорить, а все это ему было необходимо для того, чтобы успешно пройти суд.

Когда церемония заканчивалась и умерший оставался в тишине и темноте, для него начиналась другая жизнь — вечная. Через несколько дней в мумию входила душа Ба, его оживляли боги-помощники, например, Исиды и Нефтиды. Умерший оказывался у входа в подземное царство Дуат. Согласно некоторым представлениям, здесь его подбирал в свою ночную ладью бог Ра, но позже египтяне стали верить, что человек сам должен был пройти все опасности подземного царства и добраться до Осириса. Чтобы сделать это, ему необходимо было знать огромное количество заклинаний и понимать, к каким богам обращаться за помощью. С такой целью египтяне заучивали огромные тексты еще при жизни, начиная с детства, а в гробницу клали «Книгу мертвых» — особые свитки папируса, на которых записывались магические гимны и формулы. Кроме того, в этом свитке содержались сведения о географии царства Дуат и демонах, с которыми египтянин мог столкнуться в своем путешествии.

Встречались в подземном царстве опасные зоны, кишевшие демонами. На этот случай в пелены мумии заворачивали определенные амулеты, но попадались и «зоны отдыха», где человек мог остановиться и набраться сил.

Взвешивание сердца на суде Осириса. Книга мертвых Ани. 1300 г. до н. э. Британский музей, Лондон (Великобритания)
Взвешивание сердца на суде Осириса. Книга мертвых Ани. 1300 г. до н. э. Британский музей, Лондон (Великобритания)

Наконец, человек достигал Чертога двух истин, где жил Осирис. Встречал его бог Анубис, брал за руку и проводил мимо ужасающих чудовищ к трону бога возрождения. Там стояли и другие боги. Они начинали допрос: кто этот человек, откуда, что творил на протяжении своей жизни. Бог Тот предоставлял список его дел, кто-то из небожителей свидетельствовал за, кто-то — против. Исида и Нефтида своими крыльями закрывали человека, охраняя его. После допроса испытуемый произносил Исповедь отрицания, которая содержала 42 пункта: «Я не лгал, я не заставлял никого плакать, я не воровал зерно, я не проклинал Бога, я не пытался игнорировать правду…» После признания в совершенных деяниях наступал ритуал взвешивания — на одну чашу весов клали сердце человека, а на другую — перо Маат, богини истины.

Если сердце оказывалось тяжелее, то никакие мольбы не могли спасти грешника — чудовища набрасывались на него, раздирали на куски и проглатывали, обрекая на небытие. Но если чаши оставались в равновесии, суд оканчивался, Осирис приветствовал нового гостя подземного царства и умерший отправлялся в поля камыша, где жил вечно в достатке и благополучии. Именно там пригождались египтянину все те предметы, которые он копил в своей гробнице на протяжении жизни, а рабов ему заменяли глиняные статуэтки ушебти. В подземном царстве они превращались в преданных и трудолюбивых работников.

Таким образом, египтяне надеялись жить вечно рядом со своими богами, охранявшими их.




Поделиться ссылкой