Праздники, церемонии и молитвы Месопотамии

Круглый год в великих храмах Месопотамии устраивали празднества в честь богов. Это были государственные праздники, продолжавшиеся несколько дней. Чтобы земля плодоносила, а города процветали, следовало каждый год совершать такие церемонии.

Бракосочетание и воскресение

В шумерских текстах упоминается древний священный ритуал Бракосочетания, впервые исполненный более 5000 лет назад в Уруке. Сцены этой церемонии изображены на алебастровой вазе (ок. 3 000 г. до н.э). Каждый год царь Урука, представлявший бога

Думузи (Таммуза), приносил урожай фиников в храм Инанны (позднее называемой Иштар), его невесте. Верховная жрица в облачении богини открывала сокровищницу для царя. Когда он входил в храм, пара исполняла ритуал соития (совокупления), считавшийся залогом изобилия будущих урожаев.

Миф о нисхождении Иштар в подземное царство завершался указанием о совершении ежегодного ритуала в знак памяти о Таммузе, боге плодородия и растительности. Каждый год в жаркие летние месяцы Таммуза (июнь и июль) исполнялась драма Смерти: одни обмывали и помазывали статую умершего бога, в то время как множество плакальщиков скорбели о его смерти. Воскрешение Таммуза и возвращение к Иштар стали символом земледельческого цикла умирания и возрождения природы, отзвуки которого мы находим в греческом мифе о Персефоне и ее матери Деметре.

Празднование Нового года

Ежегодный праздник Акиту в Вавилоне отмечался в месяц ниссан (апрель) и продолжался десять дней. На древней клинописной табличке даны точные указания, как следует отмечать этот праздник, чтобы в Новом году установилась космическая гармония.

На пятый день праздника зачитывалась поэма «Энума Элиш» (вавилонский миф о сотворении мира) и исполнялась драма о героическом сражении Мардука и Тиамат.

Когда Мардук возвратился в свой храм, окропленный водой и окуренный ладаном, ему принесли в жертву овцу, чтобы смыть все грехи города. В присутствии своего двора царь совершил ритуал отречения от титула, униженно склонившись перед статуей бога, и принес клятву блюсти справедливость и честь. Затем он был вновь коронован. На десятый день празднуется «пиршество богов», символизирующее преодоление упадка и «определение судьбы» на будущий год.

Личное почитание богов

Вавилоняне не только участвовали в великих празднествах, надеясь на счастливую судьбу своего города и государства, но и искали помощи богов и богинь в личных делах. Они помешали статуи в храмах, чтобы те действовали как бы от их имени и молились за них. Считалось, что успех в личной жизни зависит от личного участия божества в жизни человека и его семьи. С другой стороны, несчастье приписывалось вмешательству демонов. Ханаанские праздники. Мифологическими параллелями победы Мардука в вавилонском мифе о сотворении мира является победа бога Ваала над богом смерти и представление о Царствии Божьем у израильтян. Образы мифов о Ваале и литургия ханаанского Нового года встречаются в некоторых псалмах Ветхого Завета.

Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется... Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. (Пс. 92:1,4)

Заглядывая в будущее

Эта глиняная модель печени использовалась в прорицательных ритуалах
Эта глиняная модель печени использовалась в прорицательных ритуалах. Она разделена на отдельные секции и содержит указания предсказателю для удобства толкования

Чтобы удостовериться в том, чего именно от них ожидают боги и богини, вавилоняне советовались с жрецами, занимавшимися предсказанием будущего. Жрецы использовали разные способы предсказания: прорицания, чтение заклинаний и надписи на амулетах.

Экстиспиций (рассматривание внутренностей жертвенных животных и гадание по ним) — одна из самых популярных форм предсказания, когда закалывали овцу или козла, гадали по форме и линиям на их сердце, легких или печени, подобно современным хиромантам, читающим по руке. Опыт месопотамцев был воспринят ханаанянами. В холе раскопок дворца Мари обнаружили набор из трех трехмерных моделей овечьей печени. В Угарите нашли два варианта длинного заклинания от укуса ядовитой змеи. По всему Среднему Востоку завоевали популярность терракотовые амулеты или металлические фигурки обнаженной богини Астарты.




Поделиться ссылкой