Религия и мифы Древнего Китая

Небольшое святилище в Китае
Небольшое святилище — храм счастья и долголетия — расположено на берегу озера в китайской провинции Синьцзян

Древние мифы огромной страны, ныне называемой Китай — родины одной пятой населения Земли, — и ее соседей в Восточной Азии, утрачены в океане времени. Мифы, дошедшие до наших дней, основаны на этих более ранних мифах. Они были собраны во II в. до н.э. в правление первого китайского императора Цинь Ши-хуанди. Ши-хуанди хотел ввести в своей огромной империи культурное единство и был готов изменить или уничтожить любые документы, которые вступали в противоречие с его целью.

Первая религия

По крайней мере 10000 лет назад в Монголии и Китае распространился шаманизм, который можно рассматривать как первую мировую религию. Шаманы входили в транс, чтобы вступить в контакт с животным миром и миром духов. Верили, что шаманы могли принимать облик животных. Шаманы развили систему предсказаний на костях животных и раковинах. До нас дошли фрагменты ранних мифов, датированных IX в. до н.э., в которых заметны влияния шаманизма.

Древние китайские мифы

Два главных бога древней мифологии — брат и сестра Фу-си и Ну-куа. Это существа с человеческой головой и телом змеи, что указывает на их шаманское происхождение. Ну-куа сделала людей из желтой земли, поместив небо выше земли, и вместе с Фу-си создала человеческий род и всю цивилизацию. Позднее появился легендарный Желтый император, носитель порядка, правивший примерно около 2500 г. до н.э. Он почитается как принесший человечеству божественное знание, а особенно искусство медицины.

Инь и Ян

В основе всей китайской мифологии лежат две парные силы, которые создают жизнь и придают ей равновесие. Вот как описывается их происхождение в тексте, составленном около 120 г. до н.э.: «Прежде чем Земля и Небо приобрели свой облик, все было бесформенным. Это состояние называлось Великим Началом. Из этой пустоты возникла Вселенная. Вселенная произвела на свет материальные силы, не знавшие границ. Та сила, что была ясной и светлой, превратилась в Небо, та, что была тяжелой, затвердела и стала Землей. Сочетающиеся субстанции Неба и Земли стали называться Инь и Ян. Тепло, которое источал Ян, стало огнем, а огонь породил Солнце. Холод Инь превратился в воду, а из субстанции воды появилась Луна»

Религия без определений

В центре древнекитайского представления о космосе лежит понятие дао — причина всего сущего. Дао невозможно определить, поскольку оно существует над всеми формами. Вот как об этом сказал великий мудрец Лао-цзы: «Дао, о котором говорят, не наделено вечной природой дао. То, что можно назвать по имени, — не истинное дао». В своем классическом труде «Даодэцзин» Лао-цзы объясняет, как дао сотворило реальность:

Дао порождает Единое,

От Единого — Два,

От Двух рождается Три,

От Трех рождается Десять Тысяч.

Из этих слов очевидно, что дао — первооснова всего — дало рождение природе — единому, которое, в свою очередь, породило инь и ян — Два. Инь — это женское начало: влажность, холод, луна, зима и осень, тени и воды. Ян — мужское начало — символизирует все сухое, горячее: солнце, весну, лето, яркость и землю. Из вечной борьбы инь и ян появляются Три — Небо, Земля и Человечество. Человечество должно стараться уравновесить противостояние Неба и Земли.

В результате этого космического развития появляется все живое на земле — в китайской традиции называемое Десять Тысяч. Однако, если последовать совету великого мудреца Чжуан-цзы (ок. 369— 286 гг. до н.э., мы обнаружим, что в каждом живом существе заключены Три, Два и Одно. В дао все взаимосвязано в фундаментальном единстве бытия. Последователей учения дао занимает поиск именно этого внутреннего единства.

Даосизм и парадокс

Поскольку вся жизнь — борьба между двумя противоположными началами инь и ян, в которой то одно, то другое берет верх, жизнь полна сюрпризов и парадоксов. Этому учит дао.

Путь — дао учит, что ничто не может быть определено, все формы изменчивы и временны, как показано в следующей сказке:

«Великому мудрецу Чжуан-Цзы однажды приснился сон, будто он стал бабочкой. Он счастливо порхал с цветка на цветок и забыл, что он Чжуан-цзы. Проснувшись, понял, что он тот же старый мудрец. Но его мучило сомнение: кто он, бабочка, которой приснилось, что она человек, или же человек, которому снилось, что он бабочка?»

Восемь бессмертных героев

Восемь бессмертных — популярные даже в наши дни полубожественные сверхгерои в Китае. Их почитают и им поклоняются, к их помощи взывают китайцы во всем мире. Эти восемь героев представляют собой своеобразный срез различных слоев китайского общества.

Луй Дун-бинь связан с медициной и целительством. Всем своим почитателям он дает амулеты, которые защищают людей от несчастий.

У Ли Те-гуай (Ли — «железная клюка») было тело хромого калеки, хотя прежде (видимо, в прошлой жизни, т. к., по преданию, Луй Дун-бинь возродил некоего чиновника, умершего от страха перед сановником) он был красивым мужчиной. Особенно охотно он помогает убогим и слабым.

Чжан Го-лао по незнанию съел волшебных трав и стал бессмертным. Он едет на осле, сидя задом наперед, и особенно покровительствует парам, желающим иметь детей.

Цао Го-цзю — раскаявшийся убийца, обретший бессмертие.

Хань Сян-цзы — реальная личность, племянник мыслителя танской эпози Хань Юя (768—824). Обычно изображается встреча Хань Сяна с дядей в горах, где он рассказывает ему о преимуществах даосизма. В иконографии часто показан с флейтой в руках внимающим музыке природы.

Хань Чжунли (Чжунли Цюань) — военачальник, после поражения от тибетских племен решивший посвятить себя постижению дао. Обычно изображается с персиком, приносящим бессмертие тому, кто съест его.

Лань Цай-хэ — юродивый, покровитель садоводства, иногда изображается в облике феи цветов.

Хэ Сянь-гу — «бессмертная дева Хэ» — молодая девушка, удостоенная бессмертия за свою щедрость и аскетизм.

Богиня милосердия

У китайцев Гуань-инь — самая почитаемая богиня. Ее также высоко ценят многие корейцы и японцы, у которых она известна под именем Каннон. Ее изображения можно увидеть в буддийских храмах, на священных горах и в японских синтоистских святилищах. Гуань-инь — подательница детей, богиня-создательница. Она почитается как богиня милосердия, друг и заступница, спасающая людей от всевозможных бедствий. Ее полное имя Гуань-ши-инь, что означает «слышащая вопиющие гласы мира». Люди молят Гуань-инь об избавлении от болезней и несчастий, просят вспоможения при родах и в минуту опасности.




Поделиться ссылкой