Все финно-угорские народы практиковали анимистическую религию, признавая верховную власть шамана. Слово «шаман» (или, если это была женщина, «шаманка») означает «находящийся в возбужденном или приподнятом состоянии духа». Речь идет о подобных трансу состояниях, в которые впадали эти служители культа, когда, как верили, их духи гуляли по загробному миру.
Некоторые из их духовных путешествий напоминали карабканье по лестнице или дереву; иногда их описывали парящими как птицы или на спине крылатой лошади.
Занимавшееся сельским хозяйством славянское население с таким благоговейным страхом относилось к огню, что родители запрещали своим детям кричать или божиться, если в доме горел огонь. Название «огненные собачки» (как именовали металлические воротца, использовавшиеся для поддерживания бревен в открытом огне) происходит от связи шаманов с духами и богами.
Удары в магический барабан, заклинания и магические формулы имели целью обрести власть над людьми, животными, деревьями, камнями, водой, погодой и всеми временами года.
Когда шаман танцевал вокруг огня, маленькие колокольчики, прикрепленные к его одежде, непрестанно звенели, чтобы отогнать злых духов.
Славяне верили, что шаман обладает властью, чтобы установить связь между своим духом и другими духами или оберечь себя и других от дурных влияний. Считалось, что украшения из кожи, притороченные к одежде или шитам, помогают изгнать духов.
Угро-финны верили в анимизм — в то, что все предметы наделены душой, доступной взору шамана или волшебника. Вселенная финно-угорских народов населена множеством духов, но лишь некоторые из них выступают в персонифицированном виде. Одним из духов был Тапио — обросший лишайником дух лесов, к которому взывали охотники, прося его послать хорошую добычу. Другим духом был Пеллервойнен — бог растительности, страж полей и урожая.