Сохранение древних традиционных обычаев африканцев

Африканцы до сих пор верят в могущество магии, особенно в области исцеления больных. Все болезни они приписывают психическим или магическим причинам и нередко стараются проследить влияние того человека, который ненавидит или завидует больному и, возможно, посмотрел на него «дурным глазом».

В традиционной медицине для достижения магического эффекта используются настои трав, а также амулеты и талисманы, способные оберечь пациента от дурных влияний. В большинстве деревень есть по крайней мере один знахарь или знахарка. В Южной и Центральной Африке их обычно называют нганга. Как правило, к ним первым обращаются люди за советом, когда кто-то заболевает. Лишь в случае, если они помочь не могут, люди обращаются к западной медицине, если она им доступна.

По большей части, традиционные религия и мифология Африки были утрачены или уничтожены в результате 500 лет европейского господства. Однако в некоторых уголках Африки все еще можно увидеть храмы и святыни. Одной из самых привлекательных частей Африки для первых европейских путешественников и купцов были богатые прибрежные районы Западной Африки, где расположены современные Гана, Бенин и Нигерия.

Деревянный и каменный алтари в небольшом селении Догон в Мали
Деревянный и каменный алтари в небольшом селении Догон в Мали, Западная Африка

Сегодня древние традиции сохранились в основном в тропической Африке. Из выживших этнических групп в этом регионе наиболее известны ашанти в Гане и йоруба в Нигерии, чьи верования стали основным источником письменной африканской мифологии.

В Южной Африке господствующая религия — христианство, в Северной Африке — ислам. Однако сохранились ценности и мифы традиционной Африки, оказывающие удивительно мощное воздействие на надежды, чаяния и страхи африканских народов в современном мире.

Животные занимают важное место в африканской мифологии и религиозных обрядах. Бронзовые и деревянные резные фигурки, нередко символизируют предков. Фигура льва, царя джунглей, используется как символ власти, авторитета и силы. Заяц выступает как животное-обманщик.

Деревянные столбики, резные орнаменты и фигуры часто расписывались, чтобы передать окраску животных, богов или духов болезней, например, оспы. Важные цвета — красный, белый и черный. Красный ассоциируется с царственностью, белый — с духовной властью, черный — с простыми людьми.

Во время жертвоприношения глава семьи или клана часто выступал в роли жреца. Он должен был охранять святыню.

Йоруба верили, что Шанго стал богом грома, молнии и дождя после того, как повесился на дереве и был вознесен на небеса. Гром считается воплем Шанго.

Среди йоруба обычным символом является топор с двойным лезвием. Он символизирует Шанго, бога стихии. Когда начинается гроза и сверкает молния, говорят, что Шанго бросает свой топор.




Поделиться ссылкой