Современный взгляд на мифы

На Западе США, на вершине песчаных холмов с видом на реку Колумбия, в штате Вашингтон, возвышается сооружение, заставляющее затормозить большинство водителей. Это сооружение, воспроизводящее почти в натуральную величину знаменитый Стоунхендж, древний круг камней в долине Солсбери в Англии. Такое сооружение кажется неуместным возле поселка фермеров Голдендэйл. Только присмотревшись к нему, вы поймете цель конструкции, осознаете власть мифа.

В начале XX столетия, когда знаменитый филантроп Сэмюэль Хилл возводил американский Стоунхендж, большинство экспертов были убеждены, что его оригинал представлял собой серию жертвенных алтарей религиозной секты друидов. Пожелав построить памятник молодым американцам, погибшим в Первую мировую войну, Хилл скопировал именно это сооружение с памятника друидов. То обстоятельство, что друиды, возможно, не использовали Стонухендж для этих целей или что первоначальная конструкция была сооружена за несколько тысячелетий до начала использования первобытной технологии, никоим образом не ослабляет мифическую силу, которой наделен этот американский памятник сегодня.

Когда вы стоите среди когда-то возведенных, а потом разрушенных каменных строений и ветер свистит и ревет в гигантских плитах, становятся ясными как значение проекта Хилла, так и сила и универсальность мифа. Посетитель на своем опыте постигает силу мифа, оказывающую живое воздействие на современный мир. Однако долгое время многие западные религиоведы, психологи и антропологи отвергали такое понимание.

Еще совсем недавно мифы и мифология считались реликтами «первобытных и отсталых культур: обыкновенными сказками и легендами, которые следует изучать с беспристрастной «объективностью» всезнающим антропологам и исследователям. Считалось, что если исследование мифологии может пролить свет на зарождение человеческого общества, то по мере «созревания» культуры мифы скорее всего выветриваются из памяти, как ненужный балласт.




Поделиться ссылкой