Народы Африки были очень благочестивы задолго до появления на континенте арабских купцов или европейских миссионеров, приехавших обратить их, соответственно, в ислам и христианство. В традиционных африканских верованиях существовало представление о верховном боге, который зачастую был богом неба, связанным с громом и молнией. Этот бог считался также и богом-демиургом, щедрым отцом человечества, и богом милосердия, к которому обращались с молитвами и просьбами. Эти верования до сих пор живы в Африке даже среди христиан и мусульман.
В одном из йорубский мифов повествуется о том, как бог защитил первых людей, живших в древнем священном городе Ифе (на территории современной Нигерии). Йоруба верили, что Ифе — центр мира и что отсюда человечество расселилось по всей планете. Этот миф напоминает библейское сказание о Вавилонской башне.
В мифе рассказывается, что первоначально все люди говорили на одном языке, были одного цвета кожи и среди них царило полное равенство. Они располагали всем необходимым и без посредников общались с богом. Но затем им наскучило такое однообразие, и они стали жаловаться богу, прося его сделать их отличающимися друг от друга. Бог предупредил их, что это приведет к вражде, но они не прислушались к нему. Бог выполнил их просьбу — и вскоре начались распри. Так человечество оказалось разделенным на племена и расы, говорящие на разных языках, которые расселились по всему свету.
В африканской религии обожествлялись солнце, луна и океаны. Земля обычно считалась женским божеством, а небо — мужским. Одна из наиболее известных богинь земли — Ала, почитавшаяся западноафриканским племенем Ибо. Она считалась правительницей человечества, источником нравственности и защитницей урожая. Ее также почитали как дарительницу плодовитости женщинам. Как хозяйка подземного царства она принимает усопших в свое чрево и должна дать свое разрешение на погребение прежде, чем вырыли могилу. Святилища, посвященные Але, расположены во всей стране Ибо. Иногда в ее честь строятся особые дома для празднеств.
Во многих мифах описываются духовные миры, существующие параллельно с реальным миром, которые могут предлагать награду, но следует бояться их тайн. В мифе племени алур, живущего на берегу озера Альберта, рассказывается о юном рыбаке, который ловил рыбу в глубоких водах озера.
Однажды рыбак заметил, что вода в озере сверкает. Он набрал немного воды в лодку, и на его глазах вода превратилась в сияющие жемчужины. Заглянув в воду, он увидел прекрасных кремового цвета коз, плававших под поверхностью воды. Зачарованный, он бросился в воду и поплыл ко дну. Пред ним предстали изумрудные водоросли, которые жевали козы. Существо неземной красоты — бог озера — обнял его и сделал своим козопасом.
Рыбак остался в подводном царстве. Он пас белых коз на дне озера и совсем позабыл о земной жизни. Шли годы, но однажды он вспомнил о своей жене и детях и сказал богу озера, что хочет вернуться домой.
«Ты свободен, — ответил бог озера, — но никогда не говори никому о том, что ты здесь видел. Если расскажешь, то в тот же миг умрешь».
Рыбак поднялся на поверхность озера и нашел свою лодку, полную жемчужин. Он вернулся к своей семье, но совсем другим, молчаливым человеком. Он продал жемчуг, на вырученные деньги купил белых коров и все время пас их. Как-то, выпив лишнего, сидя с друзьями, он разговорился.
«Я был на дне озера, — громко сказал он. — Я пас коз бога озера и пил козье молоко...»
Не успев промолвить больше ни слова, он умер.