Живые и мертвые у инков

Ацтеки
Во многих частях Южной Америки люди почитают усопших накануне 2 ноября. Ацтеки верили, что в эту ночь все духи собираются поклоняться дьяволу и властелину смерти

Важная роль предков в жизни андских народов — живое наследие, сохранившееся со времен инков. Христианские праздники День всех святых и День всех душ приобрели такое же значение для всей Латинской Америки, как и День мертвых. В первые дни ноября андские народы наносят церемониальные визиты на кладбища, чтобы почтить своих усопших предков. Нередко они готовят специальные блюда для них: запекают хлеб, придавая ему форму людей, животных и лестниц, чтобы помочь родственникам подняться на небеса. В регионе Анд День мертвых совпадает с началом сезона дождей, так что мертвые у них ассоциируются с первыми дождями.

Помощь от усопших

Жители г. Сьюд-Липеш на юге Боливии считают, что их отношения с предками носят взаимный характер. Накануне важного семейного праздника, например, метки семейного стада лам, они совершают ритуал, предлагая символически присутствующим на нем усопшим воду, овсяное пиво и алкоголь. Говорят, что мертвых всегда мучает жажда. В обмен усопших просят помочь живым пасти стадо лам в будущем году. Аналогичный ритуал совершают и накануне других праздников, например, принося в жертву ламу ради благополучия рудника или накануне Дня мертвых. Считается, что именно этот ритуал поможет мертвым в их путешествии на небеса.

День почитания мертвых

Во времена инков ноябрь называли Айа Маркай Квилла — «месяц мертвых». В этот месяц мертвых извлекали из их могил, кормили, поили и облачали в самые богатые одежды. Их вовлекали в песни и танцы живых; водружали на носилки и несли по улицам города от дома к дому и через площадь, а потом они возвращались в могилы с дарами — свежей пищей и одеждой. Мертвым жертвовали лам.

Мигель де Эстете, посетивший Америку вскоре после испанского завоевания, описал коронацию нового инки Манко, которого Писарро назначил своим марионеточным правителем. После коронации, пишет Эстете, Манко открыл месяц празднеств и пиров вместе со своими усопшими предками. Во время пиров покойные инки занимали места на площади. В песнях воспевались подвиги каждого, совершенные им при жизни. Так продолжалось целый день, а на закате усопшие возвращались в места упокоения.




Поделиться ссылкой