Музыка в искусстве. Неслышные звуки

Традиционно звуки музыки изображаются мелкими черными значками. Но идея воплотить музыку в красках подарила художникам немало интересных возможностей.

Обращение к Вечности

Музыка как искусство временное — неудержима и мимолетна. Кто сейчас сможет сказать, какие песни пелись у древних костров, какие мелодии сопровождали несение пеплоса в дар Афине или восшествие юной весталки по ступеням храма с гирляндой цветов в качестве бескровной жертвы. Но ритмичная линия, которая легким контуром обводит изображения музыкантов, сопровождавших римские или египетские процессии, позволяет услышать пусть не мелодию, но ее эхо в чертогах Вечности.

Портрет музыканта. Леонардо да Винчи. Около 1490 г.
Портрет музыканта. Леонардо да Винчи. Около 1490 г.

Во время антракта

Натюрморт с музыкальными инструментами — еще один способ запечатлеть давно стихшую музыку. На работах одних художников они небрежно брошены на стол — смычок вот-вот упадет, загнулся лист нотной тетради. И, кажется, хозяин только что вышел. И резким оборванным аккордом звенит в воздухе незаконченная мелодия.

Адажио. Джордж Рейд. 1893 г.
Адажио. Джордж Рейд. 1893 г.

Другие художники писали натюрморты с музыкальными инструментами, не только небрежно оставленными на столе, но даже присыпанными тонким слоем пыли. Такие натюрморты говорят о неуклонном движении времени, о том, что давно нет тех, кто касался этих клавиш, перекидывал через плечо широкую атласную ленту, на которой крепилась лютня, — их давно нет не только для нас, которых отделяет от момента написания картины почти 500 лет, но и для самого художника. Визуальное воплощение словосочетания «давным давно» в сопровождении чарующих звуков музыки прошлого было особенно популярным в итальянском искусстве барокко.

Отражение времени

Музыка сопровождает многие работы художников XIX в. — от маршевой ампирной бликующей меди труб праздничных победных шествий до слегка вульгарной, танцевальной в работах постимпрессионистов, изображающих оркестры при цирках и кафешантанах. Век XX продолжит обе темы: порой самым причудливым образом в работах сюрреалистов или дадаистов, в кубистических натюрмортах со скрипками и виолами, в экспрессионистских женщинах, похожих на истерящие трубы.

Святая Сесилия и Ангел. Карло Сарачени. Около 1610 г
Святая Сесилия и Ангел. Карло Сарачени. Около 1610 г

Тонкие пальчики

Музыкальные инструменты кочуют и по картинам мастеров бытового жанра. Уютные комнаты, где играют на лютнях мужчины, заглядывая в прелестные лица партнерш, или юные девы за клавишами — все эти сценки полны глубокого смысла и говорят о нежности, любви, страсти. О музыке. Из века в век самым прелестным, самым музыкальным будет сюжет: хрупкая девушка в светлой комнате за клавишами, рука приподнята, пальцы коснулись инструмента... И тихий мелодичный звук наполняет пространство картины — и нашей души.




Поделиться ссылкой