Неоэкспрессионизм (1970-1990-е годы)

Неоэкспрессионизм, появившийся в 1970-е как реакция на минимализм и концептуальное искусство, стал ведущим стилем авангардного искусства в 1980-е годы в Америке, Германии и Италии. Возрожденная манера живописи экспрессионистов, обогащенная влиянием других мастеров, как нельзя лучше соответствовала стремлениям передать яростные чувства, порой даже в откровенно грубой форме.

Разочарование в интроспективном интеллектуализме, доминировавшем в художественной жизни последних лет, побудило художников сразу нескольких стран — Германии, Америки, Италии — работать в откровенно экспрессивной, даже агрессивной манере. Отвергая претенциозность минимализма и концептуализма, они демонстрировали абсолютно противоположный подход — эмоциональность выражения вместо холодной рассудительности. Возвращаясь к образной предметной живописи, они обогащали творчество автобиографическими элементами, повествованием, собственным символизмом. Это направление не выработало общей концепции и известно под разными наименованиями.

В США его называют «новый фовизм», «панк-арт» и «дурная живопись» (из-за недостатка традиционных технических навыков), в Германии — Neue Wilden («новые дикари»), а в Италии — transavanguardia («за пределами авангарда»).

Публичный скандал

Несмотря на закат экспрессионизма в начале ХХ века, многие художники упорно продолжали работать в этом стиле. В 1963 году Георг Базелитц (р. 1938) организовал персональную выставку в Западном Берлине, демонстрируя свои невероятно выразительные, порой даже шокирующие с точки зрения манеры и содержания, работы. Экспозиция вызвала скандал; некоторые картины были конфискованы за непристойность, полиция закрыла выставку. Последующие работы Базелитца были не столь провокационны, но все же довольно спорны: он изображал фигуры вверх ногами, в грубой манере, причем и в живописи, и в скульптуре.

К 1970-м он стал лидером группы немецких художников под названием Neue Wilden, которые работали в похожем агрессивном эмоциональном стиле. В группу входили Ансельм Кифер (р. 1945), часто применявший в своих работах нетипичные материалы — фарфор или солому; скульптор и художник Маркус Люпертц (р. 1941) и А. Р. Пенк (р. 1939).

«Я начинаю с идеи, но в ходе работы картина берет надо мной власть. И начинается борьба между первоначальной идеей и картиной, которая живет своей собственной жизнью» Георг Базелитц
Ансельм Кифер
Ансельм Кифер
 Маркус Люпертц
Маркус Люпертц

Американские неоэкспрессионисты — Филип Гастон (1913-1980), его живопись конца 1960-х напоминает мультипликацию; Джулиан Шнабель (р. 1951), художник и режиссер; Дэвид Салле (р. 1952), живописец, график, гравер, мастер перформанса и инсталляций, в которых объединялись самые разнообразные случайные предметы. Итальянские неоэкспрессионисты — Сандро Киа (р. 1946), Франческо Клементе, Энцо Куки (р. 1950), Николя де Мариа (р. 1954), Миммо Паладино (р. 1948). В Британии — Кристофер Ле Бран (р. 1951) и Паула Рего (р. 1935). Во Франции в 1981 году образовалась неоэкспрессионистская группа Figuration Libre («Свободная форма»), в которую вошли Робер Комбас (р. 1957), Реми Бланшард (1958-1993), Франсуа Буасрон (р. 1959), Эрве Ди Роса (р. 1963). С 1982-го по 1985-й эти художники провели несколько выставок совместно с американскими коллегами — Кейт Херинг (р. 1958), Жан-Мишель Баския, Кенни Шарф (р. 1958) — в Нью-Йорке, Лондоне, Питтсбурге и Париже.

«Реальность — это сама картина, а совсем не то, что на картине» Георг Базелитц

Общие черты

Несмотря на многообразие проявлений, существует несколько характерных для неоэкспрессионизма элементов. Во-первых, концептуальное искусство, минимализм и поп-арт не включают у зрителя воображение. Во-вторых, на творчество неоэкспрессионистов оказали влияние поздние работы Пикассо, искусство Георга Гросса, Эрнста Людвига Кирхнера, Эдварда Мунка и Виллема де Кунинга, «Флюксус», примитивное искусство, граффити, искусство психически больных, теории Карла Юнга и их собственные бурные эмоции. Они черпали темы в рекламе, книжных обложках, рок-музыке, комиксах, истории и мифологии. При всем множестве источников и идей, произведения неоэкспрессионистской живописи имеют общие характерные черты. Поскольку принципиально важно лишь отражение непосредственных эмоций, отпадает необходимость в техническом мастерстве, традиционном умении рисовать и строить композицию.

Картины неоэкспрессионистов по большей части неряшливы, а порой просто неприятны и дисгармоничны. Изображение нанесено кистью, пальцами или иными неортодоксальными способами, при этом использован не всегда привычный материал. Объединяет художников широкий диапазон тем, чувств и интересов — от внутреннего напряжения и гнева до ностальгии.

Сами авторы не настолько разочарованы и взбудоражены, как их предшественники — экспрессионисты; они, пожалуй, просто изображают жестокость этого мира, игнорируя эстетическую сторону творчества. В дискуссиях о целях и ценности живописи неоэкспрессионизм часто упоминают как пример полного отсутствия техники и выразительных средств. В середине 1990-х неоэкспрессионизм как художественное направление угасает.

«Мне нет дела до анатомии. Идеальный рисунок означает для меня только то, что человек демонстрирует вам свое умение рисовать» Джулиан Шнабель

Франческо Клементе

Итальянский художник-самоучка Клементе, как и большинство неоэкспрессионистов, испытал на себе влияние экспрессионизма, сюрреализма, теософии, индуизма, других неевропейских культур. Среди его сюжетов — человек, автопортреты, сексуальность, мифология и духовность, восточная символика, сны и фантазии. После переезда в Нью-Йорк в 1981-м он создает огромные живописные полотна, сотрудничает с Энди Уорхолом и Жан-Мишелем Баския (1960-1988). Он исследует границы между личностью и внешним миром, противоречия и конфликты внутри каждого из нас — между нашей рациональной и иррациональной сущностью, сознанием и воображением.

Франческо Клементе
Франческо Клементе

Коммерческие разногласия

Развитие неоэкспрессионизма пришлось на 1980-е, время социальных, экономических и культурных перемен, пик изобилия, материализма и консьюмеризма в западном мире. Неоэкспрессионизм отвечал взглядам тех из художников, кто считал современный художественный мир претенциозным и порочным, а цены на произведения модных направлений — невероятно завышенными. В этом проявилось одно из многих противоречий неоэкспрессионизма: вместо того чтобы возмущаться подобной ситуацией, художники поощряли коммерческий спрос, поднимая цены на свои работы до откровенно непристойного уровня.




Поделиться ссылкой