Неопластицизм (1917-1931 годы)

Словом «неопластицизм» голландский художник Пит Мондриан определил свои первые работы в абстрактном стиле, составленные из геометрических форм и цветных плоскостей. Вскоре так стали называть произведения группы голландских художников, архитекторов и дизайнеров «De Stijl».

Пит Мондриан
Пит Мондриан

Термин «неопластицизм» происходит от голландского «de nieuwe beelding», что означает «новое искусство», — так называли абстрактную живопись и идеалистическую философию Мондриана, а вслед за ним работы еще нескольких дизайнеров, художников и архитекторов. «Новое», поскольку, объединяя живопись с духовными исканиями, Мондриан отказался от изобразительности в пользу полной абстракции.

«De Stijl»

В 1911 году, приехав в Париж, Мондриан был потрясен работами кубистов. Но вместе с тем кубизм, по его мнению, оказался недостаточно радикален для прогресса искусства. Мондриан был увлечен теософией и стремился объединить собственные художественные представления с духовной доктриной. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, он вернулся в Голландию, где познакомился с архитектором, художником и поэтом Тео ван Дусбургом (1884-1931) и художником Бартом ван дер Леком (1876-1958).

Три года спустя Мондриан и ван Дусбург выпустили журнал «De Stijl» («Стиль»), объясняющий их художественные концепции: они надеялись создать новое искусство, искусство мира и гармонии, противостоящее кошмару войны. Вскоре к ним присоединились другие художники и дизайнеры, разделявшие их взгляды, и с тех пор название «Стиль» ассоциировалось не только с журналом, но и с художественным объединением. Первыми членами группы, помимо Дусбурга, ван дер Лека и Мондриана, стали бельгийский художник и скульптор Георг Вантонгерлоо (1886-1965), венгерский архитектор и дизайнер Вильмос Хушар (1884— 1960), голландские архитекторы Дж. Дж. П. Оуд (1890-1963), Роберт вант Хофф (1887-1979) и Ян Вильс (1891-1972). Все они считали кубизм недостаточно абстрактным, а экспрессионизм «чересчур субъективным». Определенное влияние на них оказали русский конструктивизм и супрематизм. Разъясняя сущность своих взглядов, в первых одиннадцати номерах журнала «Стиль» Мондриан опубликовал развернутое эссе «Неопластицизм в изобразительном искусстве». В 1920 году вышла книга «Неопластицизм».

Тео ван Дусбурго
Тео ван Дусбург
Барт Ван дер Лек
Барт Ван дер Лек
Роберт вант Хофф
Роберт вант Хофф

Универсальная гармония

С 1909 года Мондриан был членом Голландского теософского общества. Центральное место в духовном подходе неопластицизма занимали идеалистические и антиматериалистические теософские теории. Мондриан верил, что, разрушая действительность до простейших «рафинированных» форм, он создает искусство, предельно точно отражающее вселенскую гармонию. Его «клетчатая» живопись стала результатом тщательного размышления и призвана была продемонстрировать вневременной высший мистический порядок мироустройства. С этой точки зрения никакая композиция не должна иметь центра, а границы произведения не менее важны, чем все остальное.

Зритель, таким образом, вынужден воспринимать все изображение в целом, не концентрируясь на какой-то определенной зоне. Горизонтальные и вертикальные линии создают эффект динамического равновесия, рождая ощущение покоя и стабильности, лишенной противоречий и потрясений.

«Чистое пластическое видение реальности должно сформировать общество нового типа, точно так же, как в области искусства оно создало неопластицизм»

Пит Мондриан

Неопластицизм в прикладном искусстве

Абстрактные полотна неопластицизма созданы на основе упрощенных до своих основ форм и цветов. В ноябре 1918 года идеология неопластицизма была официально представлена в восьми пунктах манифеста, опубликованного в журнале «Стиль». Выпущенный на нидерландском, английском, французском и немецком языках, журнал разлетелся по всей Европе. В следующем году к группе присоединился архитектор-дизайнер Геррит Ритвельд (1888-1964). Он внес существенный вклад в развитие идей неопластицизма. «Красно-синий стул» Ритвельда, на черном каркасе, был первым образцом неопластицизма в прикладном искусстве.

«Новое искусство найдет свое выражение в абстракции форм и цвета, иными словами, в прямых линиях и чистых основных цветах» Пит Мондриан
 Геррит Ритвельд
Геррит Ритвельд

Влияние неопластицизма

Неопластицизм как стиль прекратил существование в 1931 году, когда ван Дусбург создал новое объединение под названием «Абстрактное творчество». В этом же году он умер, и финальный номер «Стиля» от 1932 года был посвящен его памяти. Неопластицизм и «Стиль» оказали влияние на развитие Баухауза и «интернационального стиля» в архитектуре, как и на множество других художественных школ и направлений ХХ и даже XXI века. Мондриан продолжал свои исследования форм и красок, уточняя и детализируя собственные взгляды, а его абстракции считаются высшей точкой авангардного искусства. С 1938 года он жил в Лондоне, затем в 1940-м переехал в Соединенные Штаты. Один из величайших художников ХХ века, он вдохновил целые поколения дизайнеров и живописцев.

Геометрия неопластицизма

Мондриан и другие неопластицисты сводили все изобразительные элементы к прямым линиям разной толщины на белом фоне, которые, пересекаясь, образовывали прямоугольники и квадраты различного размера. Палитра сокращалась до трех основных цветов, дополненных черным, белым и серым, чтобы избежать соответствия с реальным миром и лишь передать ощущение вселенской гармонии. Все дополнительные элементы устранялись, ибо искусство должно изображать не физический мир, а вселенский порядок.

Типичная мондриановская картина
Типичная мондриановская картина

Теософия

Теософия как учение возникла в Нью-Йорке на исходе XIX века. Само слово происходит от греческого «theosophia», что означает «знание божественной сущности». Не будучи религиозной доктриной, теософия утверждает, что все религии содержат зерно истины. Это философское течение соединило многие системы, сконцентрированные на поиске идеи, лежащей в основе универсальной гармонии. Теософы считали, что человеческая душа имеет семь уровней, или частей, а между представителями разных рас, полов, религиозных конфессий и каст нет никакой разницы.




Поделиться ссылкой