Народный костюм Испании

Испания — страна на юго-западе Европы, на Пиренейском полуострове, омываемом с юга и востока водами Средиземного моря, а с запада — Атлантического океана. В древности Испания была населена иберами и носила название Иберия, а в V в. до н. э. на ее земли пришли кельты. На севере Испании издавна жили баски.

Народный костюм Испании

С VIII по XV в. Испания боролась с Арабским халифатом и в ходе восьмивековой Реконкисты (буквально «отвоевывание») возникли сначала отдельные свободные королевства, а затем, в 1479 г., единое Испанское королевство. В XVI в. благодаря мощной флотилии страна присоединила к своим территориям часть земель Африки, Азии и Америки и стала одной из самых могущественных держав того времени.

Большая часть населения современной многонациональной Испании — кастильцы, андалузцы, астурийцы, валенсианцы — говорят на испанском (кастильском) языке. На собственном каталанском языке говорят каталонцы (каталанос), живущие на востоке Пиренейских гор, на галисийском — галисийцы (гальеги), жители Галисии, расположенной на северо-западе Испании. Баски живут по обе стороны Пиренеев: в испанской автономной исторической области Страна Басков и на юге Франции. Этот народ на протяжении веков ревностно оберегал свою культуру и язык эускеру. Сами себя они так и зовут — «эускалдунак», т. е. «человек, говорящий по-баскски». В самобытном народном творчестве испанцев сохранены традиции старинных королевств. Поэтому так разнообразны и непохожи друг на друга народные костюмы всех 17 областей и каждой из 50 исторических провинций Испании.

Мужчина, одетый в костюм с плащом капа и сомбрейрой; женщина-басконка в национальном платье баскских женщин — баскине
Мужчина — мэр города Турегано (центральная область Кастилия-Леон), одетый в костюм с плащом капа и сомбрейрой; женщина-басконка из французского города Байонна (на границе с испанской Страной Басков) в национальном платье баскских женщин — баскине

Женский костюм

Женский костюм можно разделить на два основных типа: северо-центральный, бытовавший в северных, западных и центральных провинциях Испании, и южный — в южных и восточных.

Юбки и фартуки. В западной провинции Саламанка, граничащей с Португалией, праздничные юбки шили из ярко-красного и зеленого сукна, сильно расклешенными книзу. По подолу и боковым швам их украшали черной бархатной каймой и густо расшивали цветными узорами почти до уровня колен. В Ла-Манче с повседневными широкими юбками в складку носили широкие полосатые фартуки, а на праздник надевали красную юбку с узким белым фартучком. В провинции Сеговия (в центре Пиренейского полуострова, область Кастилия) весь костюм, включавший юбку, фартук и жакет хубон с длинными рукавами и фигурной баской, по старинной традиции шили из материалов черного цвета. В западной исторической области Эстремадура женский силуэт совершенно терялся под недлинными юбками плиссе, необычайная ширина которых создавалась при помощи нескольких юбок красного и зеленого цветов, надетых одна на другую (верхняя юбка была черной).

На севере Испании, в области Астурия (на побережье Бискайского залива), широкие юбки темных тонов украшали красной каймой. Жительницы северо-западной области Галисии носили одновременно до семи юбок, верхнюю из которых — ярко-красную украшали по подолу каймой из черного бархата. Из этого же материала они шили свои маленькие фартучки. В Каталонии (северо-восточной исторической области на побережье Средиземного моря) юбки светлых и ярких расцветок предпочитали носить с кружевными фартуками (из кружева каталонки шили и манготы — доходящие до локтей перчатки без пальцев).

Костюмы крестьянок Арагона (области на северо-востоке Испании, в бассейне реки Эрбо) в точности повторяли покрой одежды эпохи Возрождения. А в двух арагонских селах Ансо и Эчо женщины носили баскину — одежду из двух частей, соединенных в платье-сарафан. Его подбирали с боков таким образом, чтобы показать вторую юбку. Съемные рукава баскины прикреплялись к лифу узорчатыми лентами, а в зазорах между ними и плечами виднелись, подобно крыльям, плиссированные рукава рубашки. Басконки носили свои баскины аналогичным способом. В Байонне, на французской стороне Пиренейского хребта, они были голубыми с черным «чехлом», отделанным кружевом. Характерным цветом праздничных басконских юбок был красный. Во Франции подол такой юбки украшала черная полоса, а в Стране Басков сверху надевали маленькие черные фартучки.

Пастух в праздничном плаще капа с войлочными аппликациями; женщина из местечка Монтехермосо в исторической области Эстремадура (запад Испании)
Пастух из Заморы (долина реки Алисте, область Кастилия-Леон) в праздничном плаще капа с войлочными аппликациями; женщина из местечка Монтехермосо в исторической области Эстремадура (запад Испании)

В восточной провинции Валенсия, на побережье Средиземного моря, носили элегантные, очаровательные платья, состоявшие из пышной юбки и лифа с короткими рукавами. Их шили из узорчатой шелковой парчи обязательно светлых, пастельных тонов.

В горах Сьерра-Морена, в Андалусии — южной области Испании и во всех ее провинциях (Севилье, Малаге, Хаэн, Гранаде, Мурсии и др.) носили костюмы совершенно другого типа. Их шили из легких хлопчатобумажных тканей светлых и ярких цветов. Характерным узором был «горошек». Костюм фламенко, произошедший от нарядов испанских цыганок, был не просто национальной одеждой женщин Севильи и всей Андалусской области, но стал олицетворением самой Испании благодаря всемирно известному танцу. Одним из его вариантов было бата де сола — платье длиной до бедер с туго обтягивающим торс лифом и юбкой со шлейфом, обшитой рядами накрахмаленных оборок. У этого наряда были и другие варианты: с широкими оборками, пришитыми к короткому платью либо к цельнокроенному с расширенной книзу юбкой.

Шали и мантильи — неотъемлемые детали народных костюмов почти всех областей Испании. Шали часто заменяли корсаж, а сугубо испанская головная накидка мантилья заимствована испанками еще от мавров. Первую носили, перекрестив концы на груди и завязав их на спине, вторую — свободно накидывая на плечи или голову.

В Эстремадуре шаль, сшитая из черного бархата или сукна, закрывала спереди курточку хубон, оставляя открытыми расшитые золотом обшлага рукавов. Галисийки черные и красные шали денге украшали в каждой деревне по-своему: янтарем, лентами, гагатовым бисером или кружевом. В районе Мадрида (область Новая Кастилия) носили черные бархатные мантильи. В Саламанке тяжелые яркие мантильи из тисненого бархата украшали галуном и широкой каймой бархата другого цвета. Под мантильей носили тонкую, отделанную кружевом накидку, которой покрывали странную прическу: узел, уложенный на темени огромной петлей.

Женщина из Канделарио в зеленой мантилье; мужчина в бархатном костюме, платке качируло и нарядной обуви, отделанной бархатом и вышивкой
Жители провинции Саламанка (на границе с Португалией): женщина из Канделарио в зеленой мантилье; мужчина из села Альберка в бархатном костюме, платке качируло и нарядной обуви, отделанной бархатом и вышивкой

В Валенсии шелковую светлую или белую шаль украшали такой же золотой вышивкой, как и фартук. Популярная на Филиппинских островах объемная шаль с длинной бахромой, завезенная испанцами в Андалусию из Манилы, стала частью костюмов исполнительниц танца фламенко под названием манто де Манила (буквально «манильская накидка»).

Головные уборы. В северо-центральной провинции Сеговия головные уборы старинного фасона в форме маленькой двухуголки были аналогичны у женщин и мужчин. В местечке Монтехермосо (область Эстремадура) своеобразную шляпку с высокой тульей, расшитой золотым шнуром, украшали спереди большими красно-белыми помпонами. Богатые басконки носили на голове два шелковых банта и красную, с бархатной отделкой мантилью. Обычным же головным убором по обе стороны Пиренеев была белая косынка, повязанная узлом на затылке.

Кружевная мантилья, накинутая поверх большого декоративного гребня, была излюбленным головным украшением испанок Андалусии и Валенсии, где сложные прически из кос украшали золотыми булавками с дорогими камнями и жемчугом. Испанки носили также ожерелья или длинные нити жемчуга и массивные золотые серьги.

Мужской костюм

Рубаху камису из белой хлопчатобумажной ткани в северных и центральных провинциях шили с высоким отложным или стоячим воротником. Праздничную рубаху крестьян и пастухов Заморы (область Кастилия-Леон) собирали у плеча в густые мелкие складки, а широкую планку-застежку вышивали белыми нитями. На юге страны мужчины любили носить яркие шелковые рубашки. Андалусцы отдавали предпочтение камисе с оборками-жабо.

Обычно жилет, куртка и штаны испанцев совпадали по цвету. В Саламанке и Кастилии весь костюм шили из тисненого бархата, а двубортный жилет чалеко и боковые разрезы коротких штанов кальсоне украшали свисающие на длинных «ножках» плоские серебряные пуговицы. В Арагоне разрезы на черных штанах сарагуэлес шнуровались свободно (даже просто прихватывались шнуром), чтобы из-под них были видны полольос — нижние белые полотняные штаны. В селах Ансо и Эчо со Средних веков до XX в. бытовал старинный род кафтана — ангуарина. Там полольос заправляли в вязаные шерстяные чулки, поверх которых надевали еще и черные гетры. Костюм каталонцев отличали очень широкие и короткие, доходящие лишь до колен штаны, которые носили с вязаными белыми гетрами. В Мурсии и Валенсии (в Средиземноморье), а также на Канарских островах (в Атлантике, у северо-западного побережья Африки) такие штаны шили из белого полотна. Валенсианцы-горожане и в наше время по праздникам носят светло-голубые атласные костюмы.

Мужчина в фиолетовом атласном кушаке фаха; женщина в зеленом платье баскина
Жители Верхнего Арагона (северо-восток Испании): мужчина из села Ансо в фиолетовом атласном кушаке фаха; женщина из села Эчо в зеленом платье баскина

Традиционный костюм танцоров фламенко состоит из длинных брюк с сильно завышенной линией талии, короткой куртки болеро и жилета чалеко.

Пояс. Непременной частью народного мужского костюма любой области Испании являлся очень широкий и длинный пояс-шарф фаха, плотно, несколько раз обернутый вокруг торса. Обычно он был красного цвета. В Ансо и Эчо (уже упоминавшихся селах Арагона) фаху носили, драпируя красивыми складками.

Женщина в костюме фламенко; мужчина-пикадор — участник корриды
Жители Андалусии (область на юге Испании): женщина в костюме фламенко; мужчина-пикадор — участник корриды

Верхняя одежда. С давних времен испанцы носили плащ-пелерину из ткани темных оттенков, его называли капа. Очень выразительно была оформлена длинная, закрывавшая фигуру с головы до ног капа пастухов Заморы, сшитая из коричневой шерстяной ткани. Ее объемный воротник, пелерину с бахромой и капюшон покрывали геометрические узоры, выложенные войлоком. Эта нарядная одежда бытовала здесь до середины XX в. В южных областях предпочтение отдавали большим ярким пледам мантам, украшенным бахромой. Манты также играли роль плаща.

Головными уборами каталонцев, как и других приморских народов, были барретины — красные мешкообразные шапки, напоминающие по форме фригийские колпаки. Старинным головным убором жителей Каталонии была гандайя — ажурная сетка для волос. У арагонцев популярностью пользовался качируло — яркий, часто пестрый платок, обвязанный вокруг головы. Поверх него могли надеть черную шляпу с большой черной кисточкой на длинных завязках. Во многих областях Испании носили большие шляпы с загнутыми вверх полями и треугольной тульей, увенчанной на верхушке красным или черным помпончиком. Они именовались самбрейра. Среди андалусцев была распространена шляпа с широкими плоскими полями под названием кордова. Национальным головным убором басков до сих пор является берет, или баскская шапочка. В Испании она всегда черного цвета, а во Франции — красного.

Костюмы участников корриды. С XVI в. особой популярностью в Испании пользуется знаменитая на весь мир битва человека с быком — коррида (буквально «бег быков»). Ритуальные движения, подобные танцу, совершаемые матадором (буквально «убийцей»), наносящим животному смертельный удар, — зрелище, потрясающее воображение. Для усиления театрального эффекта тореро (тореадор) облачается в сверкающий, сплошь расшитый золотой вышивкой и кистями наряд, называемый костюмом света. Он состоит из короткого жилета и узких штанов, также украшенных вышивкой, а кроме того, самой дорогой и блистательной части костюма тореро — большого круглого плаща «для въезда» под названием капа (капоте) де пассео. Дополняют наряд рубашка камиса с жабо, узкий галстук корбатин и особый головной убор монтера. К интересным предметам одежды можно отнести и специальные кожаные штаны пикадора, одеваемые поверх обычных брюк и по покрою напоминающие скорее длинный фартук. Эти штаны закрывают лишь переднюю часть ног и закрепляются на поясе и коленях. Раньше под них пикадоры надевали железные поножи.

Женщина в кружевной мантилье; мужчина-тореадор в «костюме света»
Жители Валенсии (область на юго-востоке Испании): женщина в кружевной мантилье; мужчина-тореадор в «костюме света»

Обувь

Веревки, сплетенные из злакового растения эспарто, шли на изготовление подошв для парусиновых туфель-тапочек альпаргатас — старинной испанской обуви. Их носили в северо-центральных областях с короткими штанами сарагуэлес и с полольос, зашнуровывая поверх вязаных гетр. В Андалусии гетры были кожаными с бахромой — их застегивали на множество мелких пуговиц. В Арагоне предпочтение отдавали абаркас — тапочкам аналогичного покроя, но сшитым из кожи. Кроме того, испанцы носили кожаные остроносые туфли сапатас, а баски — деревянные сабо мадреньяс.




Поделиться ссылкой