Передвижники

Передвижники — художники-реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение — «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870-1923 гг.).

Товарищество было образовано в 1870 г. в Петербурге в противовес официальному центру русского искусства — петербургской Академии художеств. В это объединение в разное время входили художники И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. H. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, И. И. Шишкин. Идейным лидером товарищества был Крамской, который еще в 1863 г. возглавил протест выпускников Академии художеств, отказавшихся писать дипломные картины на заданный Советом Академии далекий от жизни сюжет. Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель художников. Она была организована по принципу коммуны: художники работали вместе и распределяли заказы среди участников группы. В своей деятельности они следовали идеям русских критиков, социал-демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского. Из артели затем выросло Товарищество передвижных художественных выставок. В новом объединении Крамской сохранил лидерство.

Для картин передвижников были характерны обостренный психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, граничащий с натурализмом реализм, трагический в целом взгляд на действительность.

Передвижники считали, что искусство должно отражать реальную жизнь, быть не салонным, а социальным по проблематике и адресованным не элитарному, а демократическому зрителю, просвещать его. Художников группы идейно поддерживали художественный критик В. В. Стасов и коллекционер П. М. Третьяков, покупавший по специальным заказам их картины. Передвижники организовывали выставки в разных городах Российской империи: Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Орле, Риге, Одессе. С 1871 г. по 1923 г. прошло 48 выставок объединения. Наиболее распространенным жанром выставлявшихся полотен являлась бытовая живопись — картины Репина, Перова, Мясоедова, историческая тематика была представлена работами Сурикова и Ге, батальные картины писал Верещагин, в жанре портрета работали Крамской, Репин и Перов. В объединение входили несколько художников, работавших в пейзажном жанре: Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан.

Расцветом эпохи передвижников стали 1870—1880-е гг., когда критический реализм в их творчестве достиг кульминации. В конце 1880-х гг. в группе начался творческий кризис: художники не находили больших и значимых общественно-политических тем. Возник конфликт между старшим и молодым поколениями передвижников. В картинах начинающих художников опытные мастера видели формализм и безыдейность. В. М. Васнецов обратился к фольклорной и религиозной тематике. Многие передвижники вернулись к преподаванию в Академии художеств или вошли в другие художественные объединения, возникшие в России в конце XIX в. Искусство передвижников утратило критическую направленность и глубину. После Октябрьской революции, в 1923—1924 гг., уже малочисленное товарищество влилось в объединение пролетарских художников.

Крупнейшие коллекции произведений передвижников находятся в России в Третьяковской галерее и Русском музее.




Поделиться ссылкой