Ценность изображенной раковины не только в ее символическом значении и не только в нежных изгибах совершенных форм, которым подражали скульпторы и архитекторы — а некоторые даже строили дома в виде раковин. И не только оттенки розового и перламутрового, которые небезуспешно пытаются подобрать живописцы, имеют значение. У раковины есть и своя, отдельная жизнь.
Раковины как материал и как украшение не мог обойти вниманием ни один прибрежный народ, чему свидетельством музеи, хранящие не только коллекции научного типа, но и древние украшения из раковин, созданные руками аборигенов.
Римляне использовали рокайль — орнамент из раковин — для оформления атриумов с бесконечно журчащими фонтанами. От римских ниш в форме раковин над водными святилищами произошел ряд традиционных приемов христианской архитектуры.
Прекрасных римлянок украшали не только жемчуга, но и ювелирные украшения в виде заключенных в оправу раковин, как знак Венеры, богини любви.
У греков из воды на раковине поднималась пеннорожденная Афродита — одна из главных богинь пантеона. Этот сюжет мы можем наблюдать на стенной росписи в Помпеях, которая считается копией картины легендарного Апеллеса. На полотнах классициста Пуссена и роскошного Тициана, мастера эпохи Ренессанса, миф о рождении богини любви трактуется по-разному. Но, разумеется, самая популярная картина на эту тему — «Рождение Венеры» кисти Сандро Боттичелли: сияющая золотом волн, волос и форм прелестная дева-богиня.
В традиции Северного Возрождения иная по форме — двустворчатая устричная — раковина означала супружескую неверность (голландцы, морской народ, хорошо знали о свойствах устриц как афродизиака). Так ее трактует Босх в триптихе «Сад земных наслаждений».
В голландских натюрмортах «ванитас» в XVI—XVII вв. коллекционная раковина служит напоминанием о быстротечности жизненного пути, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Эффектную раковину центром своих картин делали и художники последующих столетий. Символист Одилон Редон видел в ней женское начало. Изображения раковин повествуют о далеких теплых морях, о том, как быстротечно время и хрупка красота — зато прочна наша память о ней.
В Средневековье раковина стала эмблемой паломничества к мощам святого Иакова, чьим атрибутом был морской гребешок. Она появляется на мозаичных панно на стенах первых христианских храмов как знак Христа, восстающего из гроба, как слеза Девы Марии, как символ чистого божественного света. В архитектуре сакральным значением обладает полукруглое перекрытие над алтарем — конха апсиды (с греческого «конха» — «раковина»), в которую превратилась та самая римская рокайльная ниша. Раковины, как и рыбы, поднятые из воды очищенными, традиционно символизировали крещение. Так, Иоанн Креститель на картинах Рафаэля и Эль Греко изображался с раковиной в руках.
Бальтазар ван дер Аст изображал раковины брюхоногих моллюсков так же, как другие художники рисовали гербарии. На его картинах встречаются практически все виды этих существ, дополненные кораллами, цветами, бабочками, распятиями. Они напоминали о прекрасной и благословенной хрупкости бытия, драгоценности его мгновений.
В XVII в. особого внимания удостоилась раковина наутилуса как символ роста и обновления, поскольку раковина растет на протяжении всей жизни этого моллюска. К тому же в ее пропорциях было найдено золотое сечение.