Реализм: красота откровенности и повседневности

Начиная со второй половины XIX века быстрое развитие науки и техники отразилось во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. На смену академизму и романтизму пришел реализм. Его задачей стало точное, объективное и откровенное отражение окружающей действительности — без особых прикрас и тонких переживаний, свойственных прежним стилям.

Истоки

Появление реализма во многом связано с тем, что в науке в то время господствовал позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный). Позитивисты провозгласили опыт единственным значимым источником познания.

Главное утверждение позитивизма: «Существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано». То есть главной целью науки считалось получение объективного знания о природе вещей.

Но только ли во второй половине XIX века возникло реалистическое искусство? Ведь живописцы практически любого стиля и направления в каком-то смысле могут считаться реалистами: они часто изображают людей и явления природы в их подлинном, неискаженном виде. Это относится и к пышным парадным портретам барокко, и к полному подтекстов творчеству Веласкеса, и к знаменитому «Ночному дозору» Рембрандта.

Однако как особый стиль реализм стали выделять именно в противовес романтизму с его возвышенными порывами и идеализацией окружающего, а также «сухому», далекому от жизни академизму. Поэтому реализм иногда и называют критическим: художники этого направления нередко направляли свою кисть на неприглядные стороны бытия, критиковали действительность с целью сделать ее лучше.

Реализм в России стал известен как передвижничество, в Италии — как веризм (от ит. vero — истинный)

Заслуги барбизонцев

Деревушка Барбизон под Парижем попала в историю искусств совершенно случайно: именно здесь в 1830– 1860-х годах предпочитала творить группа художников, применивших новый подход к изображению природы и жизни людей.

Предвосхищая многие принципы реализма, группа барбизонцев изображала скромные виды французской глубинки «как она есть», без всяких драматических эффектов или романтического накала. Художники барбизонской школы отказались от величественного академизма, потому что его слишком строгие каноны мешали им свободно реализовывать свои замыслы. Пейзажи барбизонцев подготовили почву для появления импрессионизма.

Самые известные мастера этой школы — Теодор Руссо (1812–1867) и Жан-Франсуа Милле (1814–1875).

Жан Франсуа Милле «Веяльщик»
Жан Франсуа Милле «Веяльщик» (1848). Сам художник называл себя «не более чем крестьянином»

Гюстав курбе — новатор и нонконформист

Французский живописец Жан Дезире Гюстав Курбе (1819–1877) вывел на первый план новых героев — простых людей. Их нелегкую жизнь художник демонстрировал зрителю со всей возможной правдивостью. Если уж он изображал, как на картине «Каменщики», тяжелый труд старика и юноши, дробящих камни на обочине дороги, то каждый зритель буквально на своей шкуре ощущал их усталость, жажду и жар палящего солнца.

Французские критики и публика не были готовы к такой прямолинейности: год за годом жюри парижского Салона (выставки изящных искусств) отклоняло работы Курбе. За картину «Послеобеденный отдых в Орнане», однако, художник удостоился золотой медали.

«Художник должен любить жизнь и доказывать нам, что она прекрасна» (А. Франс)

Курбе постоянно будоражил публику дерзкими художественными выходками. Чем еще, если не вызовом общественному вкусу, можно было счесть картину «Купальщицы» (1853), на которой он со свойственной ему прямотой изобразил обнаженную натуру?

Сатирические полотна «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» и «Возвращение кюре с приходской конференции» возмутили священнослужителей.

Неудивительно, что прогрессивные критики превозносили Курбе как певца нонконформизма, а поклонники официального искусства постоянно обвиняли его в намеренном выпячивании неприглядных сторон жизни.

Гюстав Курбе «Порыв ветра»
Гюстав Курбе «Порыв ветра» (1865). С полотна как будто веет прохладный предгрозовой воздух
Гюстав Курбе «Дробильщики камня»
Гюстав Курбе «Дробильщики камня» (1849). Искушенная в изящных искусствах публика долго не могла принять подобные сюжеты
«Я твердо придерживаюсь взглядов, что живопись… может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей». Г. Курбе

Американская школа. Натурализм

Американский художник Уинслоу Хомер (1836–1910) перенял реалистичный подход к живописи у своих европейских коллег. Но, творчески переосмыслив их приемы, он создал собственную художественную школу. Сюжеты для своих картин Хомер черпал в обыденной жизни, а самые знаменитые его работы — морские пейзажи («Сигнал тумана», «Летняя ночь»).

Не менее крупный вклад в развитие американского реализма внес Томас Икинс (1844–1916). Он прославился как портретист и мастер многофигурной композиции.

Томас Икинс «Портрет Уолта Уитмена»
Томас Икинс «Портрет Уолта Уитмена» (1888). Поэт считал этот свой портрет самым лучшим
_
Томас Икинс «Клиника доктора Гросса» (1875). Многих шокировало изображение на картине хирургической операции

К 1870-м годам в реализме начинают выделяться два направления — натурализм и импрессионизм. Натуралисты (от лат. nаturа — природа) добивались абсолютного сходства своих картин с действительностью, а главными героями их полотен стали в основном крестьяне и рабочие. Натуралисты стремились изобразить повседневную жизнь своих моделей с документальной точностью.

Живописцы-натуралисты настолько много внимания уделяли деталям, что их работы сравнивают подчас с кадрами из кинофильмов. Таковы, например, известные картины «Выдача жалованья жнецам» Леона-Огюстена Лермита, «Окликая паромщика» Даниэля Риджуэя Найта, «Октябрь. Сбор картофеля» Жюля Бастьен-Лепажа.

Даниэль Риджуэй Найт «Пастушка из Рольбуаз»
Даниэль Риджуэй Найт «Пастушка из Рольбуаз» (1896). Не совсем обычное полотно для художника, любившего яркие, красочные пейзажи
«Жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни» (О. Уайльд)



Поделиться ссылкой