Буддийские обряды, ритуалы и паломничество

Буддийские монахи играют сравнительно небольшую роль в жизни обычных людей. Обычно монахи присутствуют на церемониях рождения и бракосочетания, или же чета молодоженов может сама посетить монастырь, но роль монахов сводится к получению даны (даров) или к прочтению проповедей (ритуал Паритта). То же относится и к ритуалам достижения зрелости, хотя в Таиланде молодые люди какое-то время живут в монастыре. В наши дни особые буддийские свадебные ритуалы иногда исполняются буддистами Запада, но это новое течение.

Исключение из общего правила составляют обряды, связанные со смертью. В Китае, где Махаяна сосуществует бок о бок с конфуцианством и даосизмом, в буддистских храмах особенно часто проводятся похороны и годовщины смерти. Аналогично в странах Теравады в Юго-Восточной Азии похороны из всех светских обрядов обладают наиболее выраженным буддийским содержанием. На Тибете обряды и верования, окружающие смерть, настолько важны и сложны, что даже описаны в «науке угасания». Эти верования изложены в «Бардо Тобале» — Тибетской книге мертвых.

Паритта

Большинство праздников в Тераваде включают ритуал Паритты, церемонии песнопений, которая проводится для защиты от негативного влияния или от опасностей любого другого рода. Паритта проводится монахами совместно с мирянами и может занимать по времени от одного часа до нескольких дней. Монахи приносят с собой какую-либо реликвию. Например, слова, которые они поют. Сами монахи олицетворяют Три Алмаза (Будда, Дхарма и Сангха). Они восседают на стульях, связанных нитями, а вокруг ставят кувшины с водой. Часто над местом обряда навешивают особое полотно. Затем монахи начинают петь отрывки из сутр (на пали — сутты). В конце церемонии нити, соединяющие стулья, нарезают на короткие куски и повязывают на запястья и шеи мирянам; их же окропляют водой из кувшинов, и таким образом они уносят с собой благословение церемонии. В Махаяне есть схожая церемония, которая называется Дхарани. На ней монахи поют стихи из сутр, в которых слова сокращены до первого слога, что превращает текст в длинную серию внешне бессмысленных звуков: ду, са, ни, ма...

Паломничество

Буддистские паломники в Сар-нате, Индия
Буддистские паломники в Сар-нате, Индия. Паломников-буддистов привлекают сотни мест, и часто они совершают долгие путешествия, чтобы попасть туда. Среди таких мест и храмы, и ступы, и пагоды, и горы, и деревья — бод-хи, с которыми связаны какие-либо религиозные или духовные ассоциации

Ранние буддистские писания указывают четыре места в Индии и Непале, которые может посетить паломник. Это место рождения Будды в роще Лумбини, Бодх-Гая, где он обрел просветление,

Сарнат, где он дал первую проповедь о Четырех Благородных Истинах, и Кушингара, где, согласно традиции, он умер.

Имеется также много ступ, где, по словам, покоятся останки Будды, и все они тоже сразу стали местами паломничества.

Пик Адама, или Сирипада, на Шри-Ланке стал особым местом не только для буддистов, но и для паломников-индуистов, мусульман и христиан. На вершине горы есть углубление в скале в форме отпечатка огромной человеческой ступни. По шриланкийской буддистской транши и, этот отпечаток на пике горы оставил сам Будда.

В Китае находятся четыре имеющих значение священных горы (шань), каждая из которых связана с определенным бодхисатвой. Самые верующие буддисты обходят все четыре горы. Их долгий путь начинается с западной горы Эмей-Шань в провинции Сычуань, затем идет далеко на юг к горе Джу-Гуа-Шань в Ангуй. Далее паломники посещают северную гору Вутай-Шань в провинции Шаньси, место, особенно популярное у монгольских буддистов. Заканчивается их путешествие на Пу-Туо-Шань, на острове Жеджанг, связанном с именем бодхисатвы Куан Инь.

Для тибетских буддистов важным местом является гора Кайлас. Она была священной и для добуддистской тибетской религии Бон. Говорят, что Ми-ларепа, любимый тибетский мудрец и поэт, вызвал одного представителя религии Бон на восхождение на вершину этой горы. Миларепа победил благодаря большей духовной силе, что символически утвердило буддизм в качестве государственной религии на Тибете.


Поделиться ссылкой