Будущее евреев

Израильский флаг
Израильский флаг, развевающийся над Иерусалимом.

Вся история иудаизма неразрывно связана с нашествиями оккупантов и проживанием под властью народов, исповедующих другую веру. В течение девятнадцати веков, до возникновения государства Израиль, не существовало в мире страны, в которой большинство населения составляли бы евреи. На современный иудаизм оказал огромное влияние трагический опыт середины XX-столетия. Как он сумеет справиться с проблемами, встающими в XXI веке?

Сионизм

Гора Сион — холм, на котором первоначально был построен Иерусалим. В еврейской Библии Сион — символ потерянной родины или будущего государства, в котором евреи будут жить в мире со всеми народами. У некоторых пророков Сион выступает как символ места, где все народы преклонятся перед Богом.

Появление сионизма в середине XIX века обусловлено двумя причинами. Первая — мечта, выраженная в словах «в будущем году — в Иерусалиме!», которыми всегда заканчивалась ежегодная пасхальная служба. Евреи диаспоры, «галут» на иврите, хотели вернуться на родную землю. Вторая причина — бесконечные преследования, вынуждавшие евреев стремиться к созданию собственного государства, где они могли бы защищать себя и свой образ жизни. Сионизм — это выражение стремления к национальной независимости.

В 1917 году граф Бальфур, премьер-министр Англии, заявил, что Британия (которая в то время оккупировала Палестину) признает право евреев на «национальный очаг» в Палестине при условии, что уже проживающие в этом регионе люди не будут ущемлены в своих правах. Декларация Бальфура положила начало возникновению государства Израиль. Поскольку сионизм был движением в большей степени секулярным, чем религиозным, в Израиле усиливается процесс разделения на религиозных и светских евреев при возрастающем влиянии правого религиозного крыла.

Хасидский иудаизм

Хасидский иудаизм зародился в Польше и Восточной Европе в XVIII столетии среди бедного религиозного населения. В начале XX века он начал распространяться на Северную Америку и здесь сохранился после того, как во время холокоста были уничтожены его истоки. В Северной Америке и позднее в Израиле хасидизм не только окреп, но также взял на себя роль призывать евреев вернуться к «истинному» иудаизму. Хасидами, сплотившимися вокруг харизматических лидеров, руководят ностальгия по старым временам, желание быть сильными религиозными лидерами и необходимость защиты от секуляризма, особенно в Северной Америке и Израиле. Хасидов не так много, но из-за своей особой одежды и в силу сплоченности они представляются окружающему миру выразителями сущности иудаизма.

Любавические хасиды

Любавические хасиды являются частью хасидского движения. Своим названием они обязаны городу Любавичи в Белоруссии, где в XIX столетии находился центр движения. Тана — сборник текстов основоположника течения Шнеера Залмана (1745-1812) изучается в общинах любавических хасидов наравне с Торой. Центральное место в их учении занимает вера, что в каждом еврее (а они трактуют принадлежность к еврейству очень широко) есть божественная искра. Религиозная практика позволяет разжечь эту искру. А множество искр, вспыхивающих вместе, способны искупить грехи каждого человека. Чем больше искр, тем лучше. В результате такого понимания своей роли любавические хасиды проявляют чрезвычайно большую активность в попытках обратить каждого еврея в свою веру. Везде — в общественных местах, в лагерях и клубах, в еврейских кварталах — они пытаются зажечь эту искру. Некоторые любавические хасиды верят, что их умерший в 1995 году раввин был Мессией. Не все евреи согласны с прозелитизмом (стремление обратить как можно больше людей в свою веру или убеждения) любавических хасидов. Движение хорошо известно в еврейских общинах всего мира.

Проблемы браков

Согласно ортодоксальному иудаизму, любой ребенок, рожденный еврейской матерью, считается евреем, даже если отец ребенка нееврей. Неевреи могут перейти в иудаизм при бракосочетании, но одной из самых больших проблем, стоящих перед современным иудаизмом, являются браки между еврейскими мужчинами и жен-шинами-нееврейками. Дети, рожденные в таких браках, не признаются евреями. Так, в Англии число евреев по сравнению с тридцатыми годами упало с пятисот до трехсот тысяч, большей частью в результате смешанных браков. Еврейские общины за пределами Израиля все более озабочены поисками выхода из этой ситуации; предлагаются два пути: или изменить правила и сделать более широким определение, кто может считаться евреем, или найти способы помочь евреям жениться на еврейках. Многие еврейские лидеры считают это самой большой проблемой иудаизма на пороге XXI столетия.


Поделиться ссылкой