Вся история иудаизма неразрывно связана с нашествиями оккупантов и проживанием под властью народов, исповедующих другую веру. В течение девятнадцати веков, до возникновения государства Израиль, не существовало в мире страны, в которой большинство населения составляли бы евреи. На современный иудаизм оказал огромное влияние трагический опыт середины XX-столетия. Как он сумеет справиться с проблемами, встающими в XXI веке?
Гора Сион — холм, на котором первоначально был построен Иерусалим. В еврейской Библии Сион — символ потерянной родины или будущего государства, в котором евреи будут жить в мире со всеми народами. У некоторых пророков Сион выступает как символ места, где все народы преклонятся перед Богом.
Появление сионизма в середине XIX века обусловлено двумя причинами. Первая — мечта, выраженная в словах «в будущем году — в Иерусалиме!», которыми всегда заканчивалась ежегодная пасхальная служба. Евреи диаспоры, «галут» на иврите, хотели вернуться на родную землю. Вторая причина — бесконечные преследования, вынуждавшие евреев стремиться к созданию собственного государства, где они могли бы защищать себя и свой образ жизни. Сионизм — это выражение стремления к национальной независимости.
В 1917 году граф Бальфур, премьер-министр Англии, заявил, что Британия (которая в то время оккупировала Палестину) признает право евреев на «национальный очаг» в Палестине при условии, что уже проживающие в этом регионе люди не будут ущемлены в своих правах. Декларация Бальфура положила начало возникновению государства Израиль. Поскольку сионизм был движением в большей степени секулярным, чем религиозным, в Израиле усиливается процесс разделения на религиозных и светских евреев при возрастающем влиянии правого религиозного крыла.
Хасидский иудаизм зародился в Польше и Восточной Европе в XVIII столетии среди бедного религиозного населения. В начале XX века он начал распространяться на Северную Америку и здесь сохранился после того, как во время холокоста были уничтожены его истоки. В Северной Америке и позднее в Израиле хасидизм не только окреп, но также взял на себя роль призывать евреев вернуться к «истинному» иудаизму. Хасидами, сплотившимися вокруг харизматических лидеров, руководят ностальгия по старым временам, желание быть сильными религиозными лидерами и необходимость защиты от секуляризма, особенно в Северной Америке и Израиле. Хасидов не так много, но из-за своей особой одежды и в силу сплоченности они представляются окружающему миру выразителями сущности иудаизма.
Любавические хасиды являются частью хасидского движения. Своим названием они обязаны городу Любавичи в Белоруссии, где в XIX столетии находился центр движения. Тана — сборник текстов основоположника течения Шнеера Залмана (1745-1812) изучается в общинах любавических хасидов наравне с Торой. Центральное место в их учении занимает вера, что в каждом еврее (а они трактуют принадлежность к еврейству очень широко) есть божественная искра. Религиозная практика позволяет разжечь эту искру. А множество искр, вспыхивающих вместе, способны искупить грехи каждого человека. Чем больше искр, тем лучше. В результате такого понимания своей роли любавические хасиды проявляют чрезвычайно большую активность в попытках обратить каждого еврея в свою веру. Везде — в общественных местах, в лагерях и клубах, в еврейских кварталах — они пытаются зажечь эту искру. Некоторые любавические хасиды верят, что их умерший в 1995 году раввин был Мессией. Не все евреи согласны с прозелитизмом (стремление обратить как можно больше людей в свою веру или убеждения) любавических хасидов. Движение хорошо известно в еврейских общинах всего мира.
Согласно ортодоксальному иудаизму, любой ребенок, рожденный еврейской матерью, считается евреем, даже если отец ребенка нееврей. Неевреи могут перейти в иудаизм при бракосочетании, но одной из самых больших проблем, стоящих перед современным иудаизмом, являются браки между еврейскими мужчинами и жен-шинами-нееврейками. Дети, рожденные в таких браках, не признаются евреями. Так, в Англии число евреев по сравнению с тридцатыми годами упало с пятисот до трехсот тысяч, большей частью в результате смешанных браков. Еврейские общины за пределами Израиля все более озабочены поисками выхода из этой ситуации; предлагаются два пути: или изменить правила и сделать более широким определение, кто может считаться евреем, или найти способы помочь евреям жениться на еврейках. Многие еврейские лидеры считают это самой большой проблемой иудаизма на пороге XXI столетия.